Владимир Борисов: Необходим регулятор по взаимодействию предприятий ТЭК со смежными отраслями промышленности
Москва. В Москве состоялся Консультативный совет по взаимодействию предприятий нефтегазового комплекса со смежными отраслями промышленности под патронажем Государственной Думы России. В его работе приняли участие председатель Комитета по энергетике Госдумы Иван Грачев, первый заместитель министра энергетики Кирилл Молодцов, представители ФАС, других государственных структур, а также нефтяных компаний: Роснефть, НОВАТЭК, Газпром, ЛУКОЙЛ, Славнефть и т.д.
Об итогах мероприятия Агентству нефтегазовой информации рассказал один из членов Консультативного совета, президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов.
«Важнейшая проблема, которую отмечает большинство поставщиков продукции и услуг для нефтегазового комплекса, это недостаток информации. Львиная доля техники принадлежит к продукции с длительным циклом изготовления. Ситуация, когда информация о потребности становится известной за 2 недели до объявления тендера, не способствует тому, чтобы предприятия, занятые производством этой техники, сделали ее качественно и своевременно. Есть предположение, что эти тендеры проводятся формально или для кого-то. Такая ситуация не дает возможности крупным промышленным предприятиям планировать свою деятельность и приводит к необоснованным закупкам по импорту», - поделился Владимир Борисов.
По его словам «красной нитью» на совете проходила мысль о том, что нужно уменьшить зарубежное влияние. Об этом говорила российская сторона, представленная нефтегазосервисными компаниями. С этим согласились и депутаты Госдумы, и Минэнерго, и другие государственные структуры.
Следует отметить, что 40% добычи нефти сегодня зависит от зарубежных технологий. Если такая тенденция будет продолжаться, то это поставит под угрозу государственную безопасность. По информации Роснедр 88% нефти сегодня добывается из залежей, открытых во времена СССР (до 1991 года) и лишь 5% – из залежей, открытых после 2002 года. В период с 2005 по 2012 годы добыча нефти в стране росла в основном за счет ввода крупных месторождений, изученных еще в советское время. Без их учета добыча упала бы до 412 млн тонн, примерно на 85 млн тонн в год. Поэтому задача стоит в том, чтоб перестать жить за счет того периода и начать работать в новом времени.
«Думаю, что сами нефтяные компании, судя по наметившимся тенденциям в 2014 году, двигаются в этом направлении: растет объем работ, бурится много разведочных скважин и т.д. Очень важно, что сегодня есть понимание существующей проблемы», - отметил президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний.
Кроме того, участниками мероприятия было отмечено, что на промышленном рынке достаточно много контрафактной продукции, и ее доля составляет порядка 15% от объема внутреннего производства. Этот показатель коррелирует с данными МВД по экономике России в целом, опубликованными в СМИ около года назад. Очевидно, что этот сегмент представляет собой лакомый кусок, и никто добровольно от такого бизнеса отказываться не будет. Анализ мирового опыта в сфере противодействия распространению фальсифицированной промышленной продукции показал, что эта проблема не является чисто российской, она интернациональная. Для борьбы с этим явлением, необходимо пойти по пути, аналогичному Международной организации по стандартизации, которая учредила соответствующие комитеты.
Если перевести на услуги, то говоря о ценовом демпинге, самим нефтяным компаниям необходимо проводить адекватную ценовую политику. Иначе говоря, нужно установить критерии, ниже которых должна существовать опасность некачественно сделанной работы, и отметать организации, которые предлагают низкие цены.
Кроме того, участники совета узнали, что при строительстве нефтехимического комплекса «Полимер» в Тобольске было задействовано 5 тысяч человек, более половины которых – выходцы из Турции и Средней Азии.
«Это действительно стыдно: Россия всегда славилась квалифицированными строителями. Нефтегазстрой считает себя несправедливо обиженным, это можно понять. Я тоже считаю такое положение дел ненормальным, потому что в будущем это может коснуться и сервисных компаний», - посетовал Владимир Борисов.
В целом же, если вернуться к поставкам, в стране не хватает некоего регулятора, который мог бы «сбить», скорректировать объемы работ на год и расписать отдельно по регионам, сколько и какой техники, оборудования будет востребовано. Тогда участники сервисного рынка смогли бы ориентироваться и понимать, как будет развиваться ситуация. А пока предприятия не видят своей перспективы. К примеру, машиностроители на совете отмечали, что ежегодно закрывается 5-6 предприятий этой отрасли, в то время как некоторые предприятия перегружены.
В результате обсуждения на Консультативном совете был выработан ряд рекомендаций.
Так, комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности надлежит сформировать рабочую группу по взаимодействию со смежными отраслями и выработке совместных программ отраслевого развития. Минэнерго рекомендовано определить подразделение, ответственное за работу с поставщиками и подрядчиками нефтегазового комплекса.
Кроме того, министерство должно обеспечить публикацию информации о крупнейших закупках нефтегазовых компаний с госучастием, а также организовать сбор и публикацию информации о среднесрочных потребностях нефтегазовых компаний в оборудовании и услугах. Также необходимо ускорить работы по формированию в России системы единой предварительной квалификации поставщиков нефтегазового комплекса по аналогии с западными системами Achilles и FPAL. Выработаны также рекомендации для Ростехнадзора, МВД России, Минэкономразвития и других ведомств.
«Полагаю, что такой комплекс мер позволит скоординировать работу всех участников рынка и сделает его максимально открытым и прозрачным», - подытожил член Консультативного совета Владимир Борисов.
Источник: www.angi.ru