Цены на нефтесервисную продукцию падают, но государство пока остается безучастным
В нефтесервисной отрасли складывается непростая ситуация: цены на услуги, оказываемые компаниями нефтяникам, не растут уже много лет, в то время как кредиты на оборудование дорожают. Решить проблему, по мнению президента Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимира Борисова, можно. Но только при патриотическом отношении к вопросу со стороны нефтяных компаний и соответствующей воле государства.
«Вот, например, компания «РУ-Энерджи», с руководством которой я неоднократно общался (и с председателем совета директоров Азатом Бабаевым, и с другими ее представителями) на конференциях и круглых столах, посвященных проблемам отечественного нефтегазового сервиса, – делится впечатлениями с корреспондентом «УралПолит.Ru» эксперт. – Все эти люди, стоявшие у истоков создания компании, компетентные. Но когда вопрос касается поставок нефтегазового оборудования, сделать они, по большому счету, мало что могут.
Простой пример: поставка оборудования. Мы знаем, в каком состоянии находятся заводы, если говорить о производстве. Основатели компании – из Азербайджана, и привлекли специалистов из Баку, предприняли большие усилия, взяли хороших рабочих – слесарей, токарей, фрезеровщиков, которые работают по 16 часов, стараются все делать качественно, при этом получая не очень высокую – по меркам Югры – зарплату. Но как бы они ни старались, все равно оборудование выходит дороже, чем, скажем, китайское. Объясню, почему. В Китае компании для того, чтобы оплатить оборудование, дается кредит максимум под три процента, на длительный срок и без залога. А у нас, чтобы взять кредит под производство оборудования, ты должен заложить уже имеющееся, под коэффициент 0,5 от его стоимости, а процентная ставка – от 10 до 15 процентов в зависимости от ситуации в банках. То есть у российских и зарубежных производителей изначально неравные условия.
И как бы мы ни бились, ничего не изменится, пока не будет государственной поддержки. Нам, по большому счету, просто не хватает патриотизма государственных нефтяных компаний. Поэтому работа нефтесервиса в родной стране становится низкорентабельной, ее доля составляет всего 25 процентов, в то время как на эту отрасль в России тратится порядка 30 миллиардов долларов ежегодно.
Дальше, как говорится, – пошло и поехало... Нам приходится мобилизоваться, искать какие-то дополнительные пути решения проблем, например, по транспорту. Но это тоже связано с дополнительными расходами, опять надо брать кредиты. Так что «РУ-Энерджи» – своего рода лакмусовая бумажка, по которой можно судить о ситуации в стране.
Но есть и другие примеры. Так, компания «Сургутнефтегаз» тоже является нефтедобывающей. Она ни у кого не пошла на поводу, сосредоточившись на инвестициях за счет собственной прибыли. Миллиард долларов они вложили в собственный нефтесервис в прошлом году. Повторяю – миллиард! Я, честно говоря, за них порадовался. При этом они ничем не уступают по техническому оснащению той же «РУ-Энерджи». У них такой сервис, что любая зарубежная компания позавидует. Таких примеров, к сожалению, единицы (стоит отметить еще «Башнефть»), но они показательны.
Считаю, что миллиарды долларов от нефтяной отрасли должны оставаться в нашей стране, в России, в том числе от нефтегазового сервиса. Мы видим, как сейчас Роснефть и Газпром все больше и больше ориентируются именно на российские нефтесервисные компании. И не допускать ситуаций, когда представители зарубежных компаний выстраивают отношения с российскими чиновниками или высшим менеджментом зарубежных компаний, пытаясь правдами и неправдами выйти на рынок в обход конкурсных процедур.
В общем, для нефтесервиса сегодня положение сложное, но не безнадежное. Нельзя сказать, что российские предприятия отрасли «лежат на боку», – на кусок хлеба хватает. Но, как говорится, без масла.
Хочу отметить, что с 1998 года цены на нефтесервис не растут, а снижаются. Была ситуация, когда нам нефтедобытчики сказали: мужики, цены на нефть упали, на 30 процентов придется «ужаться», если хотите с нами работать. Мы согласились. А дальше что видим? Цены растут, а мы работаем по старым расценкам. Так быть не должно, но так есть. Поэтому и нужна государственная политика в сфере нефтегазовой отрасли. И не надо нефтяникам работать с сомнительными компаниями. Считаю, что следует даже, условно говоря, принять какой-то «антидемпинговый закон». Кто на тендере дает необоснованно заниженную цену – пусть отвечает за свои действия».
© Информационное агентство «ФедералПресс»