Печать

НЕФТЕСЕРВИС: ОСТРЫЕ ГРАНИ ПАРТНЕРСТВА

Россия в январе – сентябре 2013 года увеличила добычу нефти с газовым конденсатом на 0,88% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года до 390 млн тонн, сообщил Росстат. Продолжающийся рост добычи на фоне общей стагнации экономики, казалось бы, не дает оснований для беспокойства. Однако именно это чувство доминировало в выступлениях как делегатов V Всероссийского съезда горнопромышленников, так и участников предшествовавшей ему конференции «НЕФТЕГАЗСЕРВИС-2013».

Дело в том, что даже простое поддержание уровня добычи требует новых технологий, выхода на более сложные для разработки запасы и, соответственно, больших затрат.

Добыча нефти в стране достигла наивысших показателей за последние 20 лет, констатирует председатель комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Юрий Шафраник. Однако дальнейшее сохранение достигнутых объемов возможно только на основе модернизации нефтесервиса и значительного увеличения объемов бурения. «Это колоссальная задача, – подчеркивает он. – Чтобы только удержать нынешний объем добычи, надо бурить не менее 40 млн метров в год, а лучше – 50 млн метров». К сведению, в 2012 году было пробурено 20 млн метров. Устаревший парк бурового оборудования у российских нефтесервисных компаний не позволяет решить эту важнейшую задачу.

Не секрет, что российские нефтесервисные компании используют в основном буровые установки, выпущенные в советское время. Последний массовый выпуск их был в период 1987–1991 годов, когда ввели в эксплуатацию более 1000 единиц. В последующие 20 лет их произвели в три раза меньше. При максимально разрешенном сроке эксплуатации станков в 25 лет их массовое списание должно произойти в 2013–2016 годах.

В связи со значительным падением производства буровых установок и невозможностью разместить заказы на отечественных предприятиях российские сервисные компании переориентировались на приобретение китайских станков. Производители КНР нарастили свои производственные мощности и в состоянии быстро поставлять требуемые объемы оборудования. Сегодня, например, китайские тяжелые и мобильные буровые установки (БУ) занимают доминирующее положение на нашем рынке. В условиях кризиса отечественного машиностроения и низкой рентабельности российских нефтесервисных компаний, отмечает Юрий Шафраник, на рынке постоянно растет доля западных компаний: с 10% в 2003 году до 23% в 2012 году.

Нужна госпрограмма производства БУ?

Для масштабного развития внутреннего производства БУ предлагается рассмотреть возможность запуска государственной программы выдачи утилизационных премий на буровые установки 1987–1991 годов выпуска с целью приобретения новых установок российского производства. Необходима также программа льготного кредитования наших сервисных предприятий на обновление производственных мощностей оборудованием российского производства. В этих условиях нефтесервисные компании совместно с компаниями-недропользователями смогут разработать и согласовать программу обновления парка БУ, в рамках которой надо предусмотреть включение в текущую стоимость бурения инвестиционную составляющую, достаточную для приобретения нового оборудования.

При этом, полагает Юрий Шафраник, именно характер взаимоотношений между добывающими компаниями и сервисниками составляет сегодня главную проблему. Эту точку зрения поддерживает президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин. По его мнению, ключевую роль в координации работы добывающих, сервисных и машиностроительных предприятий должно играть Министерство промышленности и торговли.

Почему нет отечественных БУ?

 Противоречивый характер развития нефтегазового комплекса хорошо просматривается на примере ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе. С одной стороны, добыча нефти и газа здесь продолжает расти, растет и нефтесервисный сектор, в котором работают около 300 компаний. В 2012 году они пробурили 13,7 млн метров, что выше уровня 1992 года. На предприятиях нефтегазосервиса сейчас трудится 91 тыс. человек, т. е. больше, чем в добыче. С другой стороны, 65% объема работ приходится на иностранные компании, и весь фонд оборудования для гидроразрыва пласта (ГРП) в округе – иностранного производства, потому что наш оборонно-промышленный комплекс не может его произвести.

 Правда, Александр Романихин сообщил, что еще в 1994 году на наших предприятиях было произведено 3 комплекса ГРП, которые затем поставили в Казахстан, где они успешно работают. Дальнейшего развития эти предприятия не получили, потому что на территории РФ нет условий для производства такого оборудования. В результате при текущей потребности в 300 БУ бывший флагман отрасли Уралмаш способен произвести не более тридцати БУ в год.

Пора объединяться

По мнению президента Ассоциации нефтесервисных компаний Югры Юрия Алексеева, для радикального улучшения положения необходимо создать общероссийскую ассоциацию нефтесервисных предприятий и добиваться от законодателей установления налогового вычета по НДПИ для геологоразведочных работ по твердым полезным ископаемым, который распространить и на нефть и газ.

 Еще энергичнее за создание общероссийского объединения нефтесервисных и машиностроительных предприятий выступает председатель правления ОАО «Машпром» Эдуард Гарибян. Он полагает, что сейчас главным препятствием для развития современного нефтесервиса и машиностроения в России является неравноправное положение таких предприятий по сравнению с потребителями их услуг и продукции – добывающими компаниями.

 «Пора объединяться и вместе выстраивать отношения с потребителями», – уверен Эдуард Гарибян, призывающий коллег сосредоточиться на строительстве равноправных партнерских отношений и объединении усилий в общероссийской отраслевой структуре. А пока грани партнерства производителя и заказчика довольно острые.

Трудности надо преодолевать

 Многие считают, что вступление России в ВТО серьезно осложнило задачу развития отечественных нефтесервисных компаний, что существует реальная угроза полной утраты собственного производства геофизического и бурового оборудования. Иного мнения придерживается Юрий Шафраник: «Вступление в ВТО несколько осложнило жизнь российским компаниям, но ненамного. Если руководствоваться разумом, то и профессионализма хватит. Министерства и компании должны решать суперактуальную задачу внедрения новейших технологий.

 Положительный пример работы западной компании в России демонстрирует Shell. Она пришла на наш рынок, выбрала партнеров и подрядчиков, в основном российских, которые были заведомо слабее западных. А сейчас российские подрядчики им обеспечивают качество и дают хороший результат. Поэтому нефтегазовый комплекс, а также предприятия угольной промышленности не должны бояться ВТО. Есть трудности? Да. Надо их преодолевать», – утверждает Юрий Шафраник.

Владимир Лесной, cпециально для ТПП-Информ