Бюджетообразующая отрасль российской экономики экстренно нуждается в господдержке
Антикризисные предложения российских нефтесервисных компаний, 80% которых работает на территории УрФО, поступили на согласование в Минэнерго РФ. Сервисники, рынок которых оценивается в 25 млрд рублей, вытесняются демпингующими отечественными и высококонкурентными зарубежными компаниями. Некоторые из «загнанных в угол» решились идти ва-банк, взяв кредиты на обновление основных фондов и поставив, таким образом, себя на грань финансовой несостоятельности. В краткосрочной перспективе Минэнерго РФ должно вмешаться в судьбу российского нефтесервиса: расширенный пакет предложений, включающих снижение ставок по кредитам и антидемпинговые меры, находится на согласовании у федеральных чиновников. Эксперты в свою очередь скептично относятся к скорости принятия решений российским правительством, возлагая большие надежды на благоприятную конъюнктуру рынка.
Минэнерго РФ уже в сентябре 2013 года (по плану) рассмотрит пакет предложений по спасению российского нефтесервиса, разработанных на заседании рабочей группы под председательством министра Александра Новака. Об этом «Правде УРФО» сегодня сообщил секретарь рабочей группы, исполнительный директор комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Виктор Кузенков. По его словам, все предложения нефтесервисных компаний собраны и направлены в Министерство энергетики РФ.
В основном они касаются совершенствования отношения заказчиков и сервиса: сокращение сроков оплаты работ с 60 до 30 дней, учет инвестиционной составляющей в договорных отношениях, а также увеличение сроков их заключения с 1 до 3 лет.
Именно эти меры, по словам замгендиректора ЗАО «Сибирская сервисная компания» Алексея Канашука, позволят решить одну из главных проблем российского сервиса – замену парка оборудования.
«Для сохранения стабильного уровня добычи нефти (не говоря уже про его рост) необходимо значительно увеличивать объемы бурения. А для этого требуются современные буровые установки, которые позволят применять новые технологии», – считает Алексей Канашук. Со слов топ-менеджера, российские нефтесервисные компании в основной массе используют буровые установки, выпущенные в советский период. Последний массовый выпуск датирован 1987–1991 годами (в этот период введено в эксплуатацию чуть более 1000 БУ), а за последующие 20 лет – в три раза меньше. Максимальный разрешенный срок службы установок – 25 лет, и соответствующее массовое списание предстоит с 2013 по 2016 годы.
Именно поэтому ЗАО «ССК» предложило решить проблему износа парка буровых установок заключением долгосрочных договоров нефтесервисных компаний с недропользователями с гарантированными объемами и включением в них инвестиционной составляющей. По словам Алексея Канашука, параллельный запуск утилизационной программы с выдачей премий за буровые установки 1987–1991 годов выпуска для приобретения новых буровых установок позволит государству оказать поддержку в развитии таких важных отраслей как нефтесервис и машиностроение, при этом решая задачу по созданию дополнительных высококвалифицированных рабочих мест.
Еще один российский нефтесервисный игрок – ОАО «РУ-Энерджи Групп» – не стал ожидать государственной поддержки и пошел ва-банк – компания кредитовалась и приступила к масштабному техперевооружению. Были приобретены цементные агрегаты, буровые установки нового поколения со станциями частотного регулирования и прочее. Кроме того, компания подписала коллективный договор, условия которого на сегодняшний день, по сути, комментируют в компании как «кабальные»: «есть еще защищенные строки в бюджете – зарплата, налоги, а прибыли из-за низких расценок за услуги не хватает». На данный момент цены остались на уровне докризисных, кроме того «РУ-Энерджи» удалось договориться с основным заказчиком о повышении расценок. Усложняет жизнь всем сервисным компаниям и кредитная система работы с заказчиком – оплата работ в течение 90 дней.
Председатель совета директоров ОАО «РУ-Энерджи Групп» Азад Бабаев объяснил проведение техперевооружения необходимостью быть конкурентоспособными по отношению к зарубежным игрокам.
«Российский рынок нефтесервисных услуг уже сегодня оценивается в 20–25 миллиардов долларов. Но так складывается, что основным критерием в отечественной нефтедобыче сегодня является не экологическая составляющая, не безопасность процесса, не другие технологические категории в лучшей разработке пластов, а прибыль. Это становится причиной того, что в тендерах заказчика среди нефтесервисных компаний побеждают и те, которые дают самую низкую цену. Сами нефтесервисные компании в таких условиях вынуждены только выживать. А ведь необходимо платить налоги, кредиты, заработные платы, социальные выплаты, к тому же модернизировать оборудование и использовать новые технологии, обучать персонал», – пояснил позицию компании «Правде УРФО» Азад Бабаев.
По оценкам топ-менеджера, в России более 65% объема нефтесервисных работ выполняют иностранцы. Кроме того, за 10 лет доля западных компаний на нефтесервисном рынке увеличилась в 6 раз (для сравнения, в Норвегии свыше 70% работ на шельфе выполняют местные компании, в Китае этот показатель составляет около 100%). Это объясняется тем, что и их оборудование лучше, «хотя и является второсортным, списанным после использования на родине».
«Российские компании работают на устаревшем оборудовании и не имеют возможности перевооружиться, так как на эту строку бюджета нет средств. В «РУ-Энерджи Групп» с начала года ведется работа по модернизации – закупается новое оборудование, ко всему прочему мы участвуем во всевозможных дискуссиях и заседаниях в Государственной Думе, в Министерстве энергетики, в Торгово-промышленной палате, в том числе и на тему повышения расценок, что, надеемся, позволит перевооружиться нам и нашим отечественным коллегам», – высказался Азад Бабаев.
В каждом из регионов присутствия нефтесервисников в УрФО также действует свой комплекс мер поддержки. В Ямало-Ненецком автономном округе, как пояснил «Правде УРФО» источник в правительстве, помощь сервисникам оказывают только в случае, если их деятельность приводит к накалу социальной обстановки и ухудшению материального положения трудовых коллективов, или нарушает трудовые права граждан. Тогда начинает работу антикризисный штаб при губернаторе Ямала Дмитрие Кобылкине. Помимо этого, существует ряд программ поддержки инвестпроектов по переработке газа и сферы малого бизнеса. Округ старается соблюсти баланс интересов бизнеса и населения. В ХМАО-Югре, где в сервисной отрасли трудится 91 тыс. человек, создана Ассоциация предпринимателей нефтегазосервисных компаний, которая призвана поддерживать интересы сервисников.
Поднять рентабельность российских нефтесервисников, по мнению президента Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимира Борисова, гендиректора ООО «МП «ГеоИнТЭК», может не только снижение процентной ставки по кредитам до 3–5%, но и принятие антидемпингового законопроекта.
«Отделение сервиса от добычи было ошибочным, и тому пример – «Сургутнефтегаз». У Богданова всегда все идеально, потому что он осознал, что российский машиностроительный блок не был готов принять сервисников. Чтобы выправить ситуацию, необходимо принятие правительственного постановления, которым признать проблему в нефтесервисной отрасли и прописать «опыт лучших стран» – Норвегии, Китая, которые устанавливают 3–5% ставки по кредитам, вместо 15–19% российских. Нужно решать вопрос отложенных платежей, «законодателем мод» по которому была ТНК-ВР, где предлагали платить через 90 дней, однако предлагают брать факторинг в подконтрольном тому же «Альфа-Банку». Что, по сути, являлось кредитом. Госкомпании, такие как «Газпром» и «Роснефть», уже перешли на оплату через 30 дней – это уже большой плюс. Роль государства здесь большая, поскольку эта отрасль является локомотивом экономики России. Вокруг нее все вертится: мы получаем налоги от продажи нефти. Необходимо волевое решение о том, что сервис нефтяным компаниям должны оказывать российские нефтяные компании в 70% доле. Если мы это сделаем, тогда сможем говорить, что мы повернули рынок в свою сторону. Сегодня мы его потеряли», – констатирует Владимир Борисов.
Принятие антидемпингового закона, по его мнению, необходимо для вытеснения с рынка недобросовестных компаний.
«Требуется не столько повышение цены, сколько проведение эффективных тендеров, а для этого – принятие закона о демпинге, аналогичный которому есть в США. Закон отсекает тех, кто хочет «пролезть» по тендеру с более низкой ценой. Принимаются же законы о либерализации налогообложения для добычи трудноизвлекаемой нефти – это абсолютно верно. Но почему такие же льготы предоставляются нефтяным компаниям, но не сервисным? В России более 1 тысячи сервисных компаний, из которых порядка 800 находится на территории Западной Сибири», – указывает на значимость проблемы Владимир Борисов.
Впрочем, сами добывающие компании вовсе не против разработанных мер поддержки нефтесервисов.
«Я поддерживаю эти меры. Сервисные предприятия действительно испытывают серьезные трудности на данный момент, для них нужно делать трехлетние контракты для тендеров, чтобы заказчик, крупные операторы заказывали контракт на долгий срок. Чтобы сервисные предприятия знали точно, что выиграли и могут брать кредиты, лизинги на оборудование. А у нас практикуются годовые контракты, и кто его знает, будет ли он работать в следующем году или уйдет. Это основная проблема. Сервисные компании боятся покупать станки, насосно-компрессорные трубы и так далее», – указывает на проблемы отрасли директор департамента по повышению продуктивности скважин ОАО «НК «РуссНефть» Владимир Ульянов. По мнению руководителя, большой проблемой для нефтесервисов является профессиональная подготовка среднего персонала.
«Такие школы сохранились в Украине, Молдове и Беларуси. В России этого нет. Поэтому большая проблема с людьми, способными работать в КРСе либо нефтесервисной компании. Думаю, что нефтяникам тоже выгодно поддержать данные меры, заключать контракты на три года, иметь своего подрядчика, который будет обновлять свое оборудование. Заключение тендеров на один год – это стереотип, который нужно ломать. «Газпром нефть», я знаю, уже начали это делать и заключать контракты на три года со своими нефтесервисными предприятиями. Расценки сильно не будут повышаться, поскольку они «размазываются» на объем, а объемы дают достаточно хорошие заказчики из первой десятки. Нефть дорожает, поэтому какая разница…» – высказал свою позицию Владимир Ульянов.
Председатель Комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачев считает, что предложенные меры поддержки нефтесервиса эффективны, но принятие их в ближайшее время сомнительно.
«Поскольку правительство изначально медленно принимает достаточно просчитанные вещи. Сказать, что правительство вообще невосприимчиво, было бы неправдой. Но насчет быстрого принятия я не берусь судить. Есть разные оценки, в том числе и такие, что нефтесервисные компании находятся в предбанкротном состоянии. Но я бы так не оценивал ситуацию. Если рынок будет расти, а при нынешних ценах на нефть он будет расти, то в части газодобычи и нефтедобычи, в части разведки и капиталовложений «картина мира» будет улучшаться по стране. При положительной динамике отрасли представить, что обслуживающее его предприятие попадут в катастрофу, на мой взгляд, довольно трудно. То, что их вытесняют – это правда, соответствующие меры мы предложили и будем их поддерживать», – заверил «Правду УРФО» Иван Грачев.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в рыночных условиях положение многих сервисников может серьезно измениться.
«Все строится на балансе спроса и предложения, это рынок полностью частного бизнеса, и тут никто не может диктовать свою волю другому. То есть ничего не мешает нефтесервисной компании договориться с нефтяниками о более быстрой оплате их услуг. Поэтому предлагаемые меры весьма странны. Вряд ли все это можно ввести приказным порядком. Именно потому, что здесь правит рынок, и все определяется балансом спроса и предложения, единого тренда в отрасли нет: кто-то из нефтяников пользуется услугами нефтесервисных компаний, а кто-то выполняет эту работу самостоятельно. Можно с большой долей уверенности утверждать, что так будет происходить и дальше. Будут меняться стратегии компаний, конъюнктура рынка, нефтяные компании будут прекращать работу в одних регионах и выходить в другие, и в зависимости от складывающихся условий они будут менять свое отношение к нефтесервисной деятельности. И, например, те из нефтяников, кто долгие годы сам занимался нефтесервисной деятельностью, отдадут ее на аутсорсинг, и, напротив, те, кто заказывал эти услуги у сторонних организаций, сами могут заняться этой деятельностью», – полагает Дмитрий Баранов.
Так или иначе, но судьба российского нефтесервиса сейчас полностью находится в руках Минэнерго РФ и отчасти региональных властей. Руководству ХМАО-Югры уже удалось пролоббировать льготы для добывающих компаний – обнуление НДПИ для трудноизвлекаемых запасов нефти. Выяснить позицию ведомства Александра Новака сегодня изданию не удалось. Заместитель директора Департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго РФ Виктор Антошин в течение дня не смог пообщаться с обозревателем «Правды УРФО» в связи с проходившим в этот момент совещанием. На запрос «Правды УРФО» к моменту сдачи материала в министерстве также не ответили.
«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий в нефтесервисной отрасли.
Автор Елена Никищенко, «Правда УРФО»