Ненавязчивый сервис
Конфликт на ямальских нефтесервисных предприятиях «РУ-Энерджи Групп» и не думает затихать. Президент холдинга Абдулвахаб Лезгиев обязал управляющих вывести на улицы Ноябрьска не менее 2 тысяч работяг.
Приказ № 32
Приказ № 32 о создании рабочей группы по организации митинга в Ноябрьске Абдулвахаб Лезгиев подписал 24 мая. На следующий же день после совещания о состоянии топливно-энергетического комплекса в Уральском федеральном округе, которое представитель президента Игорь Холманских провёл в Салехарде. На этом совещании полпред в присутствии губернаторов весьма остро выказал отношение Кремля к конфликтной ситуации на ямальских предприятиях «РУ-Энерджи Групп»: «Новые собственники, находясь далеко за пределами мест работы своих предприятий и преследуя цели извлечения максимальной прибыли, принимают решения о минимизации своих расходов путём сокращения социальных пакетов штатного персонала, замещения работников из числа местного населения вахтовыми бригадами, нарушают обязательства перед местными подрядными организациями. Всё это приводит к возникновению очагов социальной напряжённости в местах базирования сервиса, которые в большинстве своём являются населёнными пунктами с моноотраслевой направленностью деятельности».
Своим приказом Абдулвахаб Лезгиев предписывает Рамину Азахову, директору департамента по работе с регионами, организовать «сцену с работающими микрофонами», а также пункт с питанием и медицинскую помощь на месте проведения митинга. В свою очередь, руководителям Сервисной буровой компании, Сервисной транспортной компании, «ЯмалСервисЦентра» и «КРС-Сервиса» вменено в обязанность обеспечить «явку работников предприятия на митинг в составе не менее 500 человек». Итого получается свыше 2 тысяч. Департаменту по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям холдинга поручено провести агитацию участников митинга, а также подготовить «необходимую атрибутику для митинга, привлечь СМИ для освещения митинга».
Митинг планировали провести 1 июня. Однако администрация города проведение массовой акции в День защиты детей не согласовала. Не исключено, что митинг состоится 8 июня. На нём руководители холдинга обещают поведать об истинных виновниках конфликта. Судя по переписке рабочих в социальных сетях, идти на митинг они не хотят.
Пятно на репутации
Если верить заявлению департамента по связям с общественностью и корпоративным коммуникациям «РУ-Энерджи Групп», то во всех бедах холдинга виноваты исключительно профсоюзные лидеры нефтесервисных предприятий. А ямальские СМИ, которые «ежечасно публикуют пресс-релизы пресс-службы губернатора», добавляют масла в огонь.
«Репутация холдинга была безупречной до апреля 2013 года, когда в некоторых ямальских СМИ «полилась грязь» на деятельность компании в городе Ноябрьске, — говорится в заявлении. — Так называемую «войну» развязали профсоюзные лидеры предприятий: «Сервисная буровая компания», «ЯмалСервисЦентр», «КРС-Сервис», «СТК». Они обратились в администрацию города с жалобой на то, что «РУ-Энерджи Групп» отказывается от коллективного договора, который достался компании от прежнего собственника — крупнейшей добывающей компании России — «Газпром нефти» и который «РУ-Энерджи Групп» исправно исполняла ровно столько, сколько требовали договорённости при продаже. Не стоит забывать, что «Газпром нефть» занимается добычей и тягаться с ней нефтесервисникам не по плечу. Денег едва хватает на то, чтобы выплатить вовремя зарплату и налоги. Руководство «РУ-Энерджи Групп» после встречи с коллективом ноябрьских предприятий в апреле 2013 года всё же решило оставить коллективный договор, но сократить его на незначительную сумму. Из-за чего профсоюзы вновь подняли бунт. Привлекли главу города, депутатов, губернатора».
Представители «РУ-Энерджи Групп» на заседании антикризисного штаба пожаловались главе региона на журналистов. Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин дал бизнесменам достойный ответ: «Люди, которым не выплачивают зарплату, жалуются президенту страны, губернатору округа, всем. Они идут за справедливостью и к четвёртой власти. Вы молчите, и людям от этого не легче. Как губернатор я ни разу не ставил ограничения окружным СМИ, никаких «заказов» не давал на информвойны. Пресса действует в интересах ямальцев и правильно делает. Будьте светлее — прозрачнее, честнее со своими работниками, — тогда и вопросов к вам не будет».
Зарождение нефтяного сервиса
Что же на самом деле происходит в Ноябрьске? Обратимся к истории. В советское время все добывающие объединения страны представляли собой огромные «колхозы», которые всё для себя делали сами. Бурили скважины, ремонтировали трубы и оборудование… Про содержание настоящих колхозов с молочными фермами я даже не говорю. Тогда как на далеко не Диком Западе большую часть сервисных работ выполняли специализированные компании.
У истоков хорошо известной «Baker Hughes», например, стояли Рубен Бейкер и Говард Хьюз. Первый в 1907-м изобрёл башмак обсадной колонны и усовершенствовал кабель для бурения, второй в 1909-м придумал шарошечное буровое долото. «Halliburton» в 1919 году основал оставшийся без работы молодой специалист по цементированию скважин Эрл Палмер Халлибёртон. «Schlumberger» в 1927-м создали братья-изобретатели Конрад и Марсель Шлюмберже, авторы метода электрического каротажа горных пород. На протяжении доброй сотни лет эти и многие другие компании, постоянно конкурируя между собой, развивались и совершенствовали технологии. Немудрено, что сегодня они исследуют недра, бурят и ремонтируют скважины, повышают нефтеотдачу пластов, производят оборудование, оказывают прочие услуги на всех континентах, включая Россию.
Нефтесервисные подразделения отечественных нефтяных компаний зачастую проигрывают продвинутым «варягам». По оценкам Владимира Борисова, президента Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, за последнее десятилетие доля российских компаний на внутреннем рынке упала в 2,5 раза, а иностранных, наоборот, выросла в шесть раз. И теперь зарубежные игроки выполняют более 65% объёма работ. Появился даже такой термин, как «шлюмберизация» российского ТЭКа.
По мере становления на ноги доморощенные нефтяные компании совершенствовали структуру, избавляясь от так называемых непрофильных активов. Одним из первых оптимизировал свою структуру «ЛУКОЙЛ»: его УБР послужили крепким фундаментом для крупнейшей буровой компании «Евразия». Нефтесервисные активы «ЮКОСа» легли в основу Сибирской сервисной компании, а «ТНК-ВР» — в основу «Интегры».
«Бойня была активная…»
Решение о выходе из нефтесервисного бизнеса совет директоров «Газпром нефти» принял в марте 2010-го. Дочерние предприятия вскоре выставили на продажу. Ноябрьскую центральную трубную базу приобрела группа компаний «Римера», являющаяся частью Челябинского трубопрокатного завода. Сервисная логистическая компания выкупила «СпецТрансСервис», а Нижневартовское УТТ-1 — Муравленковскую транспортную компанию. «РУ-Энерджи Групп» тогда же стала владельцем сразу четырёх предприятий — Сервисной буровой компании, Сервисной транспортной компании, «КРС-Сервиса» и «ЯмалСервисЦентра».
Азад Бабаев, совладелец и председатель совета директоров «РУ-Энерджи Групп», владевший к тому времени лишь тюменским заводом «Нефтепроммаш», так прокомментировал покупку в интервью газете «РБК-Daily»: «Мы в этот поезд запрыгивали, когда он уже был на полном ходу. Мы были последними участниками, которые подали заявки на тендер. Бойня была активная. Все хотели купить. Из крупных компаний, например, пришлось побороться с «Schlumberger», «Nabors», Сибирской сервисной компанией, буровой компанией «Евразия». Но с конкурентами мы не общались. Опасно в такое время поддерживать какие-то дружеские отношения. Вдруг кто-то обмолвится, какую цену предлагает»…
Заметим, что «Газпром нефть» не просто «избавилась» от непрофильных активов. По условиям купли-продажи компания гарантировала коллективам, с которыми прошла сквозь огонь и воду, стабильные объёмы заказов. В свою очередь, новые собственники обязались соблюдать все условия действующих коллективных договоров.
Семейный бизнес
По истечении года можно констатировать, что большинству новых собственников нефтесервисных активов «Газпром нефти» удалось договориться с коллективами предприятий, имеющих богатейший опыт работы на Крайнем Севере. Чего не скажешь о «РУ-Энерджи Групп», которая постаралась, как заметил полпред президента страны, минимизировать расходы в целях извлечения максимальной прибыли.
Руководство холдинга, похоже, просто не рассчитало свои силы. Занимая в банках всё новые и новые кредитные ресурсы, «РУ-Энерджи Групп» ведёт крайне агрессивную политику по расширению бизнеса. У «Славнефти» выкуплен «Мегион-Сервис», ведутся переговоры о получении Мегионского управления буровых работ, «Мегионгеологии», «Обьгеологии», Баякитской нефтегазоразведочной экспедиции. Приобретены лицензии на пользование недрами для геологического изучения двух перспективных участков в Нижневартовском районе. Заявлено о намерении выкупить Волгоградский завод буровой техники. В прессе «РУ-Энерджи Групп» именуют не иначе, как молодой тигр нефтесервиса.
Азад Бабаев и не скрывает: «Это семейный бизнес. Мы хотим построить вертикально-интегрированную компанию. Сейчас уйдём в добычу, если экономически будет выгодно, добавим ещё и переработку. Уверен, что через пять лет мы будем работать на зарубежных рынках, станем международной компанией. У нас, кстати, производственный бизнес в своё время хотела купить компания «Cameron», мы не продали. С братом никаких конфликтов нет. У нас чётко выстроена иерархия».
Призыв к забастовке
Любая экспансия стоит денег. И немалых. Миллиарды, занятые у различных банков, необходимо возвращать. Причём с процентами. Гораздо проще сэкономить на заработной плате.
В социальных сетях работники нефтесервисных предприятий на чём свет стоит ругают новых хозяев, вспоминая предыдущую жизнь. «Когда-то процветающее под руководством Виктора Мисника предприятие «ЯмалСервисЦентр» выкупили у «Газпром нефти»… С предприятия уволились настоящие профессионалы, люди, без которых невозможно представить будущее предприятия, флагмана Ямала. Остались только те, кто не нашёл работу, у кого нет альтернативы», — сетует пользователь Интернета под ником «Свой». «У меня брат в Сервисной буровой компании вместо 45 получил за месяц 22 и сразу же уволился, устроился туда, где получают от 50, — приводит пример «Серёга». — На Севере 22 за должность помбура — это рабство». «РУ-Энерджи интересует только отмывание денег, на людей им пофиг», — замечает «КРСник». «Холдинг погряз в долгах, а руководство видит только один выход — влезть в более крупные долги», — комментирует «Финансовый аналитик». «Нефиг было загребать под себя весь ноябрьский сервис», — делает вывод «Жадный».
Последней каплей стал коллективный договор. Действие предыдущего, оставшегося в наследство от «Газпром нефти», завершилось 30 апреля 2013-го. Новую версию, предложенную руководством «РУ-Энерджи Групп», коллективы нефтесервисных предприятий наотрез принять отказались. Ведь она исключала материальную помощь на оздоровление к отпуску в 20 тысяч рублей, выплаты в размере шести среднемесячных заработков при выходе на пенсию, ежемесячные выплаты по 5 тысяч рублей неработающим пенсионерам, имеющим звание «Ветеран общества». Значительно снижала, а в ряде случаев и полностью отменяла материальную помощь на похороны. Сокращала компенсацию расходов на питание.
На предприятиях «РУ-Энерджи Групп» всерьёз заговорили о забастовке. Ямальские, а затем и федеральные газеты запестрели заголовками о «нефтяном бунте в Ноябрьске». К урегулированию конфликта подключились правительство Ямала и депутаты Законодательного Собрания региона, полномочный представитель Президента РФ, независимые профсоюзы, прокуратура.
Арбитраж рассудит
В ходе встреч выяснилось, что оптимизация социальных выплат — лишь самая вершина айсберга. На одном из заседаний антикризисного штаба представитель Федеральной налоговой службы заявил: холдинг не платит подоходный налог. Более того, с начала года «РУ-Энерджи Групп» не перечисляет взносы в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Предприятия холдинга из-за отсутствия необходимых ресурсов не выполняют договорные и тендерные обязательства.
В администрацию Ноябрьска обратились представители 17 фирм, выполняющих для холдинга подрядные работы. Как заявил Сергей Шатоба, генеральный директор «Триал-Авто», проблемы начались сразу же после смены собственника. «В общей сложности ноябрьские предприятия «РУ-Энерджи Групп» должны нашей компании более 150 миллионов рублей, — конкретизирует руководитель. — По одному из договоров уже подан иск в арбитражный суд, слушание дела назначено на 7 июля. Руководству Сервисной буровой компании направили письмо, если не погасят задолженность хотя бы за три месяца, приостановим с ними сотрудничество. Мне приходится выкручиваться, перезанимать деньги. Хорошо ещё, налоги мы старались по возможности платить наперёд, и это позволяет пока держаться. Иначе счета уже были бы арестованы».
Готовит иск в арбитраж к «РУ-Энерджи Групп» и «СпецМонтажСтрой». Владимир Мартовой, генеральный директор компании, признаётся: «Претензию мы посылали, сроки для ответа все вышли. Из-за этих проблем у нас самих образовалась просроченная задолженность по налогам, арестованы счета». Количество исков в ближайшее время может заметно возрасти. Около 100 млн рублей холдинг задолжал «Ноябрьсктеплонефти». Без малого полсотни миллионов никак не могут вытрясти из «РУ-Энерджи Групп» индивидуальные предприниматели. В очередь готовы выстроиться банкиры.
«Не виноватая я…»
Руководство холдинга, в свою очередь, пытается переложить всю ответственность за «тяжёлое финансовое положение» на своего главного партнёра — «Газпром нефть». Компании, которая обеспечивает две трети добычи ямальской нефти, «РУ-Энерджи Групп» выставила ультиматум: кратно увеличить договорные расценки на выполняемые холдингом работы. В противном случае все буровые и ремонтные работы будут полностью остановлены.
Антикризисному штабу под руководством губернатора Ямала приходится во всём разбираться. «Газпром нефть» при продаже действительно гарантировала «РУ-Энерджи Групп» на 2011-2013 год объёмы работ ориентировочно на 21 млрд рублей. На деле же сумма этих работ, как выяснилось, превысит… 30 млрд рублей. Никакой задолженности перед нефтесервисными предприятиями выявить так и не удалось. Все средства за выполненные работы оказались выплачены полностью. Причём оплата производилась зачастую авансом. Расценки на работы были не просто согласованы обеими компаниями, но и ежегодно индексировались согласно подписанному договору. Так кто же виноват в сложившейся ситуации?
Устали от стабильности?
Только после вмешательства губернатора и полпреда «РУ-Энерджи Групп» удалось найти общий язык с профсоюзами. В конце мая на всех предприятиях холдинга прошли конференции, принявшие коллективный договор.
Как пояснил Сергей Цыганков, председатель территориального объединения профсоюзов Ноябрьска, люди просто устали от неопределённости, а подписание колдоговоров частично снимает социальное напряжение. В результате борьбы удалось отстоять льготу по оплате проезда к месту отдыха работника и иждивенцев. Однако вопросов к работодателю ещё через край. Пособие при выходе на пенсию сохранено не до конца действия колдоговора, а только до 31 декабря 2013 года. Количество дополнительных дней к отпуску за ненормированную работу сокращено с 14 до 3. Дополнительные социальные отпуска на срок до 10 дней будут предоставляться отныне за свой счёт, хотя до сих пор на это время сохранялся средний заработок. Не предусмотрена и былая помощь на оздоровление, хотя руководство холдинга заверило, что вернётся к этому при выправлении ситуации.
На сайте холдинга поспешили разместить вызывающую недоумение информацию: «РУ-Энерджи Групп — гарант социальной стабильности региона». Оказывается, эксперты фонда «Петербургская политика», проанализировав социально-экономическую ситуацию в России, пришли к выводу, что «самый устойчивый регион — Ямало-Ненецкий автономный округ». И, конечно же, гарантом стабильности Ямала являются не губернатор и региональная власть, не «Газпром» со всеми своими многочисленными «дочками», не «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «НОВАТЭК» и всякие прочие компании, а «РУ-Энерджи Групп». Такой самоуверенности можно лишь позавидовать.
Игорь Холманских: "Новые собственники, преследуя цели извлечения максимальной прибыли, принимают решения о минимизации своих расходов. Это приводит к возникновению очагов социальной напряжённости в местах базирования сервиса."
Дмитрий Кобылкин
губернатор Ямала:
«Люди, которым не выплачивают зарплату, жалуются президенту страны, губернатору округа, всем. Они идут за справедливостью и к четвёртой власти. Вы молчите, и людям от этого не легче. Как губернатор я ни разу не ставил ограничения окружным СМИ, никаких «заказов» не давал на информвойны. Пресса действует в интересах ямальцев, и правильно делает. Будьте светлее — прозрачнее, честнее со своими работниками, — тогда и вопросов к вам не будет».
Людмила Иванова
депутат Законодательного Собрания Ямала, заместитель председателя Ямало-Ненецкого территориального объединения Федерации независимых профсоюзов России:
«Работодатели «РУ-Энерджи Групп» должны внимательно подойти к каждому человеку, а не уходить от ответственности. Недопустимо решать проблемы предприятия, перекладывая их тяжесть на плечи работников».
Азад Бабаев
совладелец и председатель совета директоров «РУ-Энерджи Групп»:
«Это семейный бизнес. Мы хотим построить вертикально-интегрированную компанию. Сейчас уйдём в добычу, если экономически будет выгодно, добавим ещё и переработку. Уверен, что через пять лет мы будем работать на зарубежных рынках, станем международной компанией».
Андрей Фатеев. Тюменские известия №92