Печать

НЕФТЯНАЯ ГОНКА,ВЕДУЩАЯ В АД

Президенту США хватило 24 дней, чтобы, наконец, публично выразить свое негодование в адрес ВР и ее партнеров по поводу катастрофической утечки нефти в Мексиканском заливе.

А что он ждал? Все достаточно очевидно. Кто бы что ни говорил, ситуация намного хуже, чем представляется (и может еще ухудшиться). Просто посмотрите на цифры.

В первые дни после взрыва на буровой платформе Deepwater Horizon, в отчетах береговой охраны и BP сообщалось, что утечки нефти в Залив из поврежденной скважины не происходило. Затем,компания сообщила, что, на самом деле, из нее вытекало около 1000 брл/сут нефти. Почти сразу же федеральное правительство подняло эту цифру до 5000 брл/сут, что длительное время оставалось реальной оценкой, до тех пор, пока BP, наконец-то, под давлением общественности не выпустила драматические 30-секундные кадры фактической утечки нефти из устья скважины.

К тому времени, согласно ABC News, как компания ВР, так и Белый дом имели доступ к видео в течение трех недель и, очевидно, знали, что оценка была далеко неточной.С тех пор ученые, просмотревшие видеоклип (те ученые, которые не допускались ВР на площадку, чтобы визуально оценить ситуацию или сделать более точные измерения), оценили утечку в диапазоне от 25 000 до ужасающих 70 000 брл/сут и более (3,4 млн галл/сут нефти), что может означать разлив,значительно превышающий по своим масштабам катастрофу на Exxon Valdez. Катастрофа ВР в Мексиканском заливе может оказаться исторически самой худшей, поскольку большая часть разлитой нефти по-прежнему остается вне поля зрения, в глубине вод Залива, образовав гигантские столбы (до 4000 фут) в толще воды, угрожающие истощить кислород в водах Залива и создать огромные мертвые зоны в районах, ранее богатых морской флорой и фауной. Другими словами, это страшная катастрофа, масштабы экологического ущерба в результате которой мы просто не можем представить. И это, вероятно, только начало, учитывая, что в дальнейшем ситуация будет только ухудшаться.

Администрация Обамы действует аналогично администрации Буша, которая в 2009 г. освободила компанию ВР проводившую бурение на шельфе в несчастном Мексиканском заливе, от детального анализа экологических последствий. И, конечно, лишь за несколько недель до взрыва, президент настоял на еще более глубоководном шельфовом бурении, обнадежив американцев, что это не очень опасно. Однако не более через две недели буровая вышка ВР вз орвалась. А именно компания BP энергично оказывала давление с тем, чтобы снять ограничения. Что нам ждать, когда BP начнет бурение на глубине 35 000 фут на участке, расположенном примерно в 250 км к юго-востоку от Хьюстона? А если что-то пойдет не так? Проще говоря, это прямой путь в ад.

Когда же рассердившийся президент действительно мобилизует правительство, чтобы справиться с этим бедствием? Новая нефтяная лихорадка в Мексиканском заливе и на планете в целом. Да, нефть вытекает на дно Мексиканского залива в ошеломляющем количестве, и это может оказаться одной из величайших экологических катастроф в истории человечества. Подумайте об этом как о релюдии к эпохе жесткой нефти. Не стоит заблуждаться: мы входим в опасную зону. И готовьтесь, судьба планеты может оказаться под угрозой.Наверное, никогда не удастся установить точную причину мощного взрыва, который разрушил буровую платформу Deepwater Horizon 20. Возможными виновниками могут быть неисправная цементная пробка или неисправный противовыбросовый превентор. Недостаточность государственного надзора за безопасностью процедуры, несомненно, также способствовала катаастрофе. Взрыв мог произойти и по вине дефектного оборудования и из-за человеческого фактора.

Но если даже непосредственная причина точно не определена, мы не можем сомневаться в истинной причине: правительство поддерживает использование запасов нефти и природного газа во все более опасных условиях эксплуатации. Зал позора BP. Ведущие энергетические компании имеют свои веские причины для разработки в экстремальных условиях. Каждый год, чтобы предотвратить свои акции от падения, эти компании должны открывать новые запасы. Большинство нефтегазоносных бассейнов в традиционных областях уже истощены, а многие перспективные месторождения на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и бывшем Советском Союзе находятся под исключительным контролем государственных национальных нефтяных компаний, таких как Saudi Aramco, Pemex и PDVSA. Это значительно сокращает перечень областей, в которых международные компании могут пополнить свои запасы.

В настоящее время они активно участвуют в нефтяной лихорадке в странах Африки южнее Сахары, где сталкиваются с угрожающе жесткой конкуренцией со стороны китайских и различных государственных компаний. Оставшиеся области, где они до сих пор практически бесплатно получают нефть, включают Арктику, Мексиканский залив, Северную Атлантику и Северное море. Неудивительно, что именно здесь они концентрируют свои усилия, независимо от опасностей, угрожающих людям и планете.Возьмите BP. Первоначально англо-персидская,позднее англо-иранская нефтяная компания, а затем British Petroleum – начала добычу на юго-западе Ирана, где когда-то пользовалась монополией на производство сырой нефти. В 1951 г. иранские авуары были национализированы демократическим правительством Mohammed Mossadeq. Компания вернулась в Иран в 1953 г., после американского путча, который поставил шаха у власти, и, наконец,снова была изгнана в 1979 г. после исламской революции. Компания по-прежнему сохраняет лидирующие позиции в нестабильной Нигерии, бывшей британской колонии, и в Азербайджане. Тем не менее,с момента присоединения Amoco (когда-то Standard Oil Company of Indiana) в 1998 г., BP сосредоточила свои усилия на эксплуатации запасов жесткой нефти на Аляске, в глубоких водах Мексиканского залива и у побережья Африки.Очевидно, администрация ВР считала, что быстрый «разгон» добычи в Мексиканском заливе очень важен с точки зрения долгосрочного финансового здоровья и действительно, через несколько дней после взрыва на Deepwater Horizon, компания объявила, что она достигла в первом квартале 2010 г.прибыли в 6,1 млрд долл. В какой степени корпоративная культура BP способствовала аварии на платформе Deepwater Horizon до сих пор не определено. Однако высказываются догадки, что компания очень спешила завершить цементирование скважины Mississippi Canyon 252 и перебросить буровую установку, арендованную у Transocean Ltd. за 500 000 долл/сут, на другую перспективную площадь.В то время как BP может оказаться основным злодеем в этом случае, другие крупные энергетические компании, подстрекаемые правительством и государственными чиновниками, принимают участие в подобных безрассудных операциях по добыче нефти и природного газа на экстремальных участках.Взрыв на платформе Deepwater Horizon, несомненно, скажут, был несчастным стечением обстоятельств. С ужесточенным надзором, такие несчастные случаи можно будет предотвратить.

M.T. Klare
Материал опубликован в журнале "Нефтегазовые технологии" №4.