Печать

Прощание с Тюменской нефтяной...

«Роснефть» на минувшей неделе закрыла сделку по приобретению «ТНК-ВР», став крупнейшей энергетической компанией на планете.

Сделке века предшествовали затяжные конфликты в рядах акционеров российско-британской нефтяной компании. Представителей консорциума «Альфа-групп» Михаила Фридмана, «Аксесс Индастриз» Леонида Блаватника и «Реновы» Виктора Вексельберга за их жёсткие отношения с партнёрами называли не иначе как «танкистами». Именно они поставили крест на стратегическом альянсе «Роснефти» и «ВР» по совместному освоению арктического шельфа, одобренном Владимиром Путиным. После громких судебных разбирательств британцы с лёгкостью согласились на предложение «Роснефти» продать ей 50% акций «ТНК-ВР». Вскоре о продаже своей доли заявили и российские акционеры. С госкомпанией особо не повоюешь.

Специально под сделку «Роснефть» в кратчайшие сроки привлекла за рубежом кредиты на $31 млрд, получила от «Glencore» и «Vitol» аванс в $10 млрд за долгосрочный экспорт 67 млн тонн своей нефти, а также разместила ценные бумаги на $3 млрд и 30 млрд рублей. Это позволило полностью рассчитаться с акционерами «ТНК-ВР». Россияне получили $27,73 млрд, а британцы — $16,65 млрд и 12,84% акций «Роснефти». В результате «ВР» стала крупнейшим частным акционером российской госкомпании с долей в 19,75%.

Нынешний глава «ВР» Роберт Дадли, возглавлявший в своё время «ТНК-ВР», но вынужденный из-за конфликта с «танкистами» подать в отставку и покинуть Россию, после подписания всех бумаг вздохнул с облегчением. И заверил Владимира Путина, что британцы пришли «всерьёз и надолго» и стоят за своего нового партнёра горой. В том числе через участие в совместных проектах откроют ему доступ на мировой рынок.

В свою очередь Игорь Сечин, президент «Роснефти», заявил, что «ТНК-ВР» отныне не будет. Будет «Роснефть», которая консолидирует все активы. «Как кому-то ни прискорбно, но характер сделки по приобретению отличается от сделки по слиянию-поглощению, — пояснил глава госкомпании, — потому что когда идёт слияние-поглощение, объединяют управления, договариваются, кто за что отвечает, кто какую компетенцию получает. Сделка по покупке не заключает таких обязательств. Мы купили — и всё, мы хозяева».

Очевидно, что от сделки уже пострадали так называемые миноритарии, владевшие 5% акций «ТНК-ВР Холдинга». Они до последнего рассчитывали на выкуп или обмен своих акций. Однако Игорь Сечин не оставил им никаких надежд. «Мне их жаль, но они сделали свой выбор в пользу «ТНК-ВР», не оценив перспективы «Роснефти», — заявил глава госкомпании. Немало угроз данная сделка несёт и тюменцам. Ведь «ТНК-ВР» была зарегистрирована в Тюмени и являлась крупнейшим налогоплательщиком в регионе.

Что касается сотрудников «ТНК-ВР», то «Роснефть» обещает «сохранить лучших». Одновременно предстоит провести оценку всех непрофильных активов и малоэффективного бизнеса, которые госкомпания выставит на продажу. Процесс интеграции двух компаний рассчитывают завершить до конца года.

Андрей Фатеев. Тюменские известия, №51.