Заглянуть под землю
Россия рассекретит данные о запасах нефти и газа
Москва сделала шаг навстречу зарубежным инвесторам, намеревающимся вложиться в разработку российских недр. 13 февраля президент Владимир Путин заявил, что властям следует снять гриф секретности с данных об объемах полезных ископаемых — режим секретности в геологоразведке, по его словам, является устаревшей нормой. Кроме того, глава государства предложил приблизить отечественные стандарты оценки углеводородных запасов к международным и отойти наконец от советских методов подсчета.
Секретность данных о запасах полезных ископаемых в России — наследие эпохи «холодной войны». Доступ к этой информации был закрыт по ряду причин, главной из которых была общая изоляция СССР от капиталистического Запада. Коммунисты, в отличие от современных чиновников, не только не собирались завлекать зарубежных инвесторов данными о нефтегазовых запасах, но и старались, чтобы последние вовсе не знали, какими стратегическими ресурсами располагает страна и главное — где они находятся. При этом данные по конкретным месторождениям публиковались в районной прессе, так что при желании составить общую картину можно было, просто подписавшись на нужные газеты.
После распада Советского Союза началась всеобщая неразбериха, и о секретности полезных ископаемых на время забыли. Правда, некоторые положения все же были прописаны в законе «О гостайне» в 1993 году. В его основу по большей части легли нормы, разработанные еще при Сталине. В статью 5 второго раздела этого акта внесли пункт, в соответствии с которым секретными признавались данные о запасах платины, металлов платиновой группы, алмазов, а также о стратегических полезных ископаемых (по списку, определяемому правительством).
О составлении этого дополнительного списка забыли на девять лет — только в 2002 году тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов подписал постановление правительства «Об утверждении списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну». В список вошли нефть, растворенный в нефти (попутный) газ, никель, кобальт, особо чистое кварцевое сырье, тантал, ниобий, бериллий, литий и редкие земли иттриевой группы.
В постановлении не уточнялось, какие именно месторождения имеются в виду — те, что находятся на балансе Министерства природных ресурсов, или участки, на разработку которых уже выдали лицензии. Со временем стало ясно, что определяющим в данном случае является скорее восприятие нормативного акта, чем буква закона. По негласному консенсусу было принято считать, что гостайной являются общие данные по России и суммированные запасы Западной Сибири.
При этом нормативные акты, регулирующие режим секретности по полезным ископаемым, были написаны так, что при желании гостайной можно было считать как данные по общероссийским недрам, так и запасы отдельно взятого месторождения. В частности, в 2004 году сотрудники ФСБ заинтересовались информацией, доступ к которой имели британские сотрудники ТНК-ВР (принадлежит российскому консорциуму AAR и британской ВР, сейчас находится в состоянии поглощения «Роснефтью»). Случайно или нет, ФСБ проводила проверки на фоне корпоративного конфликта, по итогам которого тогдашнего гендиректора ТНК-ВР Дадли отправили в отставку.
Надо заметить, что в большинстве случаев ни о какой секретности речи не идет — в открытом доступе находятся данные по запасам как всей России, так и отдельных месторождений. Правда, непосредственно российские власти информацию о недрах не распространяют. Такие данные можно получить в отчетах различных зарубежных организаций — например, в «Статистическом обзоре мировой энергетики» (Statistical Review of World Energy), который ежегодно готовит ВР.
В РФ принято считать, что иностранцы несколько занижают данные (см. врез), однако по их отчетам общее представление о российских запасах все же можно получить. Кроме того, любой эксперт нефтегазового рынка способен определить приблизительный объем запасов по данным о добыче за последние 20-25 лет. При этом, как объяснил в интервью «Газете.ру» ведущий эксперт союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, погрешность составит всего пять процентов.
Все указывает на то, что секретность данных о запасах в последние годы была лишней нормой. Бесполезный с точки зрения национальной безопасности закон имел негативные последствия и для бизнеса — закрытость данных «отпугивала» западных инвесторов, привычных к полной прозрачности. Сейчас гриф «секретно» защищает разве что интересы различных НИИ, которые торгуют первичной геологической информацией, еще не попавшей в открытый доступ.
Еще в 2006 году тогдашний министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что ведомство поддерживает снятие ограничений на распространение геологической информации. Через два года на одном из заседаний Трутнев сказал, что система хранения данных о недрах неэффективна, и поручил разработать меры по ее усовершенствованию. Однако в феврале 2011 года пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщил, что об отмене режима секретности в отношении геологической информации говорить еще рано. «Будем исходить из того, что недоступность ряда сведений не является фактором, который ограничивает приток инвестиций», — заявлял Песков.
В этом году, судя по всему, время пришло. 13 февраля Владимир Путин заявил, что запрет на распространение данных о полезных ископаемых является анахронизмом, поскольку в России уже давно работают иностранные компании и проводится зарубежная оценка запасов. Еще одним шагом навстречу западным инвесторам станет приведение российских норм оценки запасов в соответствие с западными стандартами.
Не так ценят
На заседании 13 февраля Путин сказал, что России необходимо разработать новую классификацию углеводородных запасов с учетом стандартов, принятых за рубежом. Минприроды уже ведет работу по этому вопросу — переход на новую систему классификации, как ожидается, будет завершен к концу 2013 года.
Сейчас в России используется классификация, одобренная еще в начале 1980-х годов. В этой системе оценки запасов нефти учитывается только присутствие сырья в месторождении, в то время как за рубежом принимается во внимание еще и экономическая эффективность разработки. Это приводит к тому, что по западной методологии в России оказывается не так много ресурсов, как принято считать внутри страны.
Один из характерных примеров в интервью «Российской газете» привел директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон. По его словам, по западным нормам (PRMS, Petroleum Resources Management System) запасы нельзя назвать извлекаемыми, если по ним нет утвержденного проекта разработки и их никто не собирается разрабатывать в ближайшие пять лет. В России на такие нюансы внимания не обращают, сваливая все данные в одну кучу.
Последствия реформы едва ли скажутся на большом количестве россиян — они и так знают, что нефти и газа в России много и очень много, и локальные изменения в цифрах не изменят их отношения к ресурсам страны. Мера направлена на тех же западных инвесторов — им будет удобнее ориентироваться в цифрах, если методы расчетов Роснедр будут совпадать с методологией статистиков по всему миру .
13 февраля глава Роснедр Александр Попов сообщил, что РФ находится на восьмом месте по доказанным запасам нефти. Сведения чиновника совпадают с данными ВР — по подсчетам нефтяной компании, Россия располагает запасами нефти в размере 88,2 миллиарда баррелей, что составляет 5,3 процента от общемировых запасов, которые оцениваются в 1,65 триллиона баррелей. РФ занимает по этому показателю как раз восьмое место после Венесуэлы, Саудовской Аравии, Канады, Ирана, Ирака, Кувейта и ОАЭ.
Попов отметил, что западные аудиторы занижают оценку российских запасов на 30 процентов. Таким образом, получается, что нефтяные резервы РФ, по данным Роснедр, составляют не менее 114 миллиардов баррелей. Попов заявил, что при реальный оценке запасов, которая появится после введения новой классификации, Россия поднимается с восьмого на третье место. Вместе с тем в списке ВР с показателем в 114 миллиардов баррелей РФ заняла бы только шестое место, оставив позади Кувейт (101,5 миллиарда баррелей) и ОАЭ (97,8 миллиарда баррелей).