Шельф для двоих?
Арктический шельф фактически поделят между собой государственные «Роснефть» и «Газпром». «ЛУКОЙЛ», «Сургутнефтегаз» и прочие частные компании могут надеяться не более чем на 10% перспективных территорий.
Каждый пятый куб
Свой очередной визит на Ямал Дмитрий Медведев начал с посещения Заполярного нефтегазоконденсатного месторождения. Здесь в 220 км к северу от Нового Уренгоя премьер-министр запустил вторую установку комплексной подготовки газа из валанжинских залежей и третьего цеха головной компрессорной станции, что будет качать голубое топливо на «большую землю».
Отныне Заполярное, вот уже двенадцатый год обеспечивающее более половины экспортных поставок газа, выведено на полную мощность. По признанию Алексея Миллера, председателя правления «Газпрома», долгие годы это уникальное месторождение будет давать по 130 млрд кубов, или каждый пятый кубометр голубого топлива, добываемого в России.
Национальное богатство
По возвращении в Новый Уренгой глава правительства провёл с министрами и главами компаний заседание по освоению континентального шельфа России. Без малого пять лет будучи президентом, Дмитрий Медведев подписал закон, предоставляющий правительству Владимира Путина право без конкурсов и аукционов распределять участки недр на континентальном шельфе страны между компаниями, не менее чем на 50% подконтрольными государству. Таких у нас всего две — «Роснефть» и «Газпром». Как пояснил тогда президент, континентальный шельф — это наше национальное богатство, поэтому закон носит специальный характер, и процедуры, которые в нём установлены, — специальные.
С тех пор «Роснефть» и «Газпром» получили на шельфе десятки перспективных участков. Все эти годы частные компании недвусмысленно намекали на явную дискриминацию. А представители «ЛУКОЙЛа» открыто заявляли, что доминирование государства мешает освоению ресурсов Арктики, и высказывали надежду, что рано или поздно государство вынуждено будет приоткрыть двери.
Минприроды в прошлом году подготовило долгосрочную программу освоения континентального шельфа, согласно которой к 2030 году здесь должны будут добывать не менее 66 млн тонн нефти и 230 млрд кубов газа. При этом Сергей Донской, министр природных ресурсов, докладывал премьеру, что госкомпании, уже сосредоточившие в своих руках 41% ресурсов российского шельфа (76 млрд тонн условного топлива), проводят геологоразведку крайне неэффективно. У «Роснефти», например, на трёх участках в Карском море сосредоточены 23 перспективные структуры, но до 2020 года госкомпания намерена пробурить здесь лишь 4 поисковые скважины. И только привлечение частных компаний, по мнению министра, позволило бы нарастить интенсивность геологоразведочных работ. Ведомство предложило выдавать частникам без конкурса лицензии на геологоразведку тех участков, что не заинтересовали госкомпании, а в случае открытия месторождений давать возможность осваивать их при условии, что 50% плюс одна акция достанутся одной из двух госкомпаний.
Несмотря даже на столь осторожные предложения, руководители «Газпрома» и «Роснефти» поспешили обратиться за поддержкой к Владимиру Путину. Алексей Миллер и Игорь Сечин выразили озабоченность планами правительства по либерализации доступа. «По нашему мнению, — писали они главе государства, — скоропалительное рассмотрение и принятие соответствующих инициатив могут нанести существенный вред и замедление в реализации государственной шельфовой политики». Одновременно обиженные не забыли пожаловаться президенту на правительство, которое не торопится выдавать им лицензии на шельфе. «Роснефть», в частности, к тому времени подала заявки ещё на 14 участков, а «Газпром» претендовал на 29 лицензий. Президент замолвил за них слово.
Приоткрыть двери?
Правительственное совещание по освоению шельфа планировали провести ещё в прошлом году. Но из-за многочисленных разногласий его перенесли на середину января. Эксперты ожидали, что в Новом Уренгое Дмитрий Медведев обозначит наконец свою принципиальную позицию по спорному вопросу. Однако премьер лишь предложил коллегам «обсудить, что делать дальше», напомнив, что «отечественные компании, которые имеют существенный опыт недропользования (в том числе на Каспии и в акваториях зарубежных государств), ставят вопрос о расширении субъектного состава лиц, которые допущены до изучения и освоения шельфа». Особо подчеркнув при этом, что темпы проведения геологического изучения недр шельфа недостаточны.
Сергей Донской дополнил премьера: за три года на российском шельфе пробурено всего 11 скважин и открыто 4 месторождения. В Норвегии за тот же период пробурили 110 скважин и сделали 44 открытия. «В соответствии с действующим законодательством госкомпании «Газпром» и «Роснефть», — продолжал докладчик, — сформировали пакеты заявочных материалов по лицензированию участков шельфа и представили их в органы власти. В случае удовлетворения заявок залицензированными на российском шельфе окажутся до 80% площадей, перспективных на нефть и газ». При этом изученность их крайне низкая, а объёмы геологоразведочных работ, намечаемые госкомпаниями, недостаточны.
Министр предложил принять один из механизмов, существующих в мировой практике, по вовлечению в разработку участков, на которых недропользователь не проводит работы. Речь идёт либо о возврате территорий после истечения определённого срока, либо об установлении ставок прогрессивных платежей, либо о комбинации двух механизмов.
Суперлиберальный режим
Отдельной темой совещания стали налоговые льготы. В декабре прошлого года правительство согласовало суперлиберальный налоговый режим для всех шельфовых проектов. Осталось лишь принять федеральный закон. С 2016 года будут действовать льготные ставки НДПИ, освобождение от уплаты экспортной пошлины на нефть, а также от импортной пошлины и НДС на ввозимое в страну высокотехнологичное оборудование. Как заметил Сергей Донской, в результате в России сложится одна из самых льготных в мире систем налогообложения деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе.
Пытаясь пролоббировать интересы частных компаний, министр даже предложил «в случае принятия решения о расширении субъектного состава проработать вопрос о разработке применительно к частным компаниям, работающим на шельфе, иной системы налогообложения, характеризующейся большей долей государственных изъятий». С полной версией обширного доклада можно ознакомиться на официальном сайте правительства.
Никому шельф не отдадим!
Вице-премьер Аркадий Дворкович по итогам совещания, проходившего в закрытом режиме, заверил журналистов, что все спорные и проблемные вопросы рассмотрены. «По экономической модели разработки месторождений было принято решение, председатель правительства его озвучил: модель должна быть универсальной, не должно быть различий между условиями работы по выданным лицензиям и по новым, которые будут выдаваться. Здесь решение окончательное, я думаю, и обжалованию не подлежит», — подчерк-нул куратор российского ТЭК.
— Что касается возврата отдельных участков либо частей месторождений в нераспределённый фонд, — комментирует итоги совещания вице-премьер. — Здесь есть пока разночтения и разногласия, но сам механизм возврата должен существовать. Председатель правительства поручил ещё раз проанализировать действующий механизм и по итогам доложить предложения, нужно ли его менять и каким образом менять. Есть предложение по выставлению этих участков на аукционы либо иные способы торгов, а по итогам — выдача лицензий либо формирование консорциумов с участием госкомпаний и частных компаний, которым могут выдаваться эти лицензии.
По поводу допуска на шельф частных компаний Аркадий Дворкович лишь сообщил, что вопрос предстоит дорабатывать. Хотя принципиально круг компаний может быть значительно шире. Алексей Миллер не промолчал, ещё раз публично заявив, что «Газпром» категорически против «расширения субъектного состава для газовых месторождений», а также не собирается никуда сдавать неиспользуемые участки. «Мы никому шельф не отдадим!» — сказал как отрезал глава монополии.
Судя по тому, что окончательных решений принято не было, новоуренгойское совещание — далеко не последнее. Вопросами топливно-энергетического комплекса занимаются сегодня сразу две комиссии — правительственная под руководством Аркадия Дворковича и президентская, ответственным секретарём которой Владимир Путин летом прошлого года назначил главу «Роснефти» Игоря Сечина. Вторая структура, похоже, гораздо влиятельнее.
Проблема общая
В тот же день Дмитрий Медведев обсудил с губернатором Ямала Дмитрием Кобылкиным социально-экономическое развитие арктического региона. «И вчера, и сегодня с утра, когда мы проезжали по территории Нового Уренгоя, да и в других местах, обращаешь внимание на бараки, которые остались с прежних времён, — начал беседу премьер. — У вас ветхий фонд значительный. Надо с ним расправляться, планировать деньги в рамках существующих федеральных и региональных программ».
Дмитрий Кобылкин подтвердил: на Ямале насчитывается более миллиона квадратных метров ветхого и аварийного жилья. И всё это жильё предстоит снести в самое ближайшее время. «Программу мы наметили до 2015 года, — уточнил губернатор. — Это основная работа по ликвидации ветхого жилья, процентов 70, наверное. Мы рассчитываем на наш бюджет. «Газпром» здесь нам тоже помогает, потому что проблема общая. В этом жилье живут и те геологи-первопроходцы, кто приехал сюда ещё в 1970-х, осваивал Север. Считаю, мы перед ними в долгу».
— Несомненно! — согласился Дмитрий Медведев и тут же поинтересовался: — А мощности для этого есть? Всё-таки миллион квадратных метров — значительный объём. Вы будете использовать собственные домостроительные комбинаты или же привлекать со стороны?
Губернатор посетовал, что до 90% строительных материалов на Ямал приходится завозить с «земли». Зато в строительстве максимально заняты местные компании, выполняющие до половины всех работ. Премьер посоветовал использовать современные материалы, добавив, что «они высокотехнологичные, тёплые и позволяют снижать себестоимость строительства». Дмитрий Кобылкин доложил премьеру, что именно такие материалы в большинстве своём и завозятся из Свердловской и Челябинской областей. Это позволяет строить действительно комфортное жильё. Жильё для будущих покорителей того самого арктического шельфа.
Игорь Сечин: «Мы готовы выполнить все финансовые обязательства, в том числе за счёт привлечения финансирования от наших партнёров. В ближайшие 10 лет мы инвестируем в шельфовые проекты 1,2 триллиона рублей».
Нужна инфраструктура
комментарий
Дмитрий Медведев
председатель Правительства Российской Федерации:
— Наше совещание посвящено перспективам освоения и изучения недр континентального шельфа. Не буду говорить банальностей, очевидно, что это одно из приоритетных направлений российского топливно-энергетического комплекса. Наше будущее связано с освоением Восточной Сибири, полуострова Ямал, шельфа арктических и дальневосточных морей. Понятно, капиталоёмкость шельфовых проектов отличается от капиталоёмкости разработки месторождений на суше, и отличается очень существенно. Что нужно? Нужна инфраструктура: специализированные портовые комплексы, морские платформы, танкеры ледового класса, вспомогательные суда. Нужна достоверная геологическая информация, чего, надо признаться откровенно, нам не хватает. Нам нужны современные технологии геологического изучения, разведки, добычи, транспортировки углеводородного сырья, в том числе такие технологии, которые связаны с проведением подводных работ, — это очень сложная тематика. И, конечно, понятный и стабильный правовой режим, который позволяет принимать долгосрочные решения. В силу специфики работы на шельфе все решения, которые мы принимаем, должны носить долгосрочный характер. Я думаю, это должны осознать все, кто намерен заниматься континентальным шельфом. Только в этом случае мы сможем аккумулировать необходимый для этого финансовый ресурс, а он очень значителен.
Андрей Фатеев Тюменские известия №7 от 18 января 2013 года