Нефтесервисный госхолдинг потерял очертания
Правительство не может определиться со списком передаваемых ему активов
Создание государственного нефтесервисного холдинга забуксовало. Минэнерго просит правительство уточнить, какие именно предприятия должны войти в новую структуру, создаваемую на базе «Роснефтегаза».
Предполагалось, что в уставный капитал нового холдинга должны быть переданы находящиеся в собственности государства акции нефтяных компаний «Зарубежнефть» и «Арктикшельфнефтегаз», буровой компании НПО «Буровая техника», нескольких компаний, занимающихся геологическими и геофизическими исследованиями, научно-исследовательских институтов, а также компаний, занимающихся реализацией нефтепродуктов и поставкой нефтегазового оборудования, производством масел и смазок.
Однако, как рассказал «Известиям» источник в Минэнерго, часть этих предприятий включена в прогнозный план по приватизации, в отношении некоторых организаций (в частности, Пермского завода смазок и СОЖ) возбуждены дела о банкротстве. В связи с чем министерство предлагает уточнить список предприятий, чьи акции предполагается внести в уставный капитал будущего холдинга. Сейчас в нем фигурируют 33 компании. На официальный запрос «Известий» ведомство не ответило.
Вопрос о создании единой нефтесервисной госкорпорации был поднят губернатором ХМАО Натальей Комаровой на встрече с Владимиром Путиным в январе этого года. Эту идею поддержал и вице-премьер Игорь Сечин.
Появление мощной госструктуры должно изменить ситуацию на рынке, 40% которого занято зарубежными игроками, объясняет аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров. Задача — не допустить иностранные сервисные компании к российским недрам или, по крайней мере, повысить конкурентоспособность отечественных компаний.
— В прошлом году на этом рынке работали около 200 компаний, но на нем не хватает сильных российских игроков, способных конкурировать с иностранными предприятиями, — говорит он.
По мнению эксперта, у идеи создания нефтесервисного госхолдинга есть и свои минусы, в частности, возможная монополизация рынка. Выдавливание с него иностранных компаний может стать негативным фактором для нефтяных компаний, нуждающихся в передовых технологиях, которых у российских нефтесервисных компаний нет, считает Нестеров.
— Мы не поддерживаем появление нефтесервисного госхолдинга в том виде, в котором он создается сейчас — на скорую руку, — говорит президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов. — С его появлением ситуация в отрасли, в которой и так много проблем, станет еще более запутанной. Нужно менять правила игры, а не фигуры на доске.
По мнению Борисова, отрасли нужны единые правила, оформленные в виде законов о демпинге, о налогах, о НДС, который платится по факту отгрузки, а не по получению оплаты. Кроме того, необходимо создать режим наибольшего благоприятствования для российских компаний, введя ограничения на работу зарубежных фирм.
— Например, в Норвегии только 30% рынка принадлежит иностранцам, — отмечает Борисов. — Сегодня не только малые и средние, но и крупные компании говорят о том, что государство загнало их в угол.
Президент НО «Союзнефтегазсервис» Игорь Мельников полагает, что основная угроза потери технологического суверенитета России в нефтегазовом комплексе исходит не из-за рубежа, а заключается в полном отсутствии государственной политики в данной сфере, что в свою очередь приводит к нарушению баланса интересов государства, недропользователя и сервисной компании независимо от места регистрации последних двух участников.
— Создание нефтесервисного госхолдинга необходимо рассматривать как введение механизма отработки эффективного взаимодействия между недропользователями и нефтегазосервисными организациями, в частности, в области согласования разумных условий финансирования и выполнения сервисных договоров, — отмечает Мельников. — Кроме того, госхолдинг при определенных обстоятельствах может стать носителем новых конкурентоспособных российских технологий и инструментом их «принудительного» внедрения в нефтяных компаниях.
Источник: Известия от 01 мая 2012.