Прецендент Михельсона
Неудивительно, что СМИ дружно отреагировали на новость, когда 23 декабря Леонид Михельсон договорился с Газпромбанком о приобретении Сибура – крупнейшего нефтехимического холдинга страны.
Некая интрига состояла и в том, что еще в сентябре этого года НОВАТЭК посчитал нефтехимический бизнес для себя непрофильным и продал его Сибуру. Но зато основатель и руководитель крупнейшей частной газовой компании России, напротив, посчитал нефтехимию привлекательной. Именно он, отмечают «Ведомости», стал инициатором приобретения. По данным собеседника газеты, партнеров в сделке у Михельсона нет. Это значит, что Леонид Викторович развивает НОВАТЭК, руководствуясь персональной стратегией, как, собственно, всегда и было.
Большинство экспертов сейчас «промывают кости» активам Сибура, НОВАТЭКа и самого Михельсона, пытаясь определить грядущие выгоды и потери участников сделки. Однако на иную сторону этого события обратил внимание председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России, бывший министр топлива и энергетики РФ Юрий Шафраник. В целом он безоговорочно поддержал подобный альянс, в котором участвуют разные бизнесы (добывающий и перерабатывающий), подчеркнув, что прагматический смысл приобретения состоит не в каком-то механическом слиянии или «поглощении», а ? прежде всего ? в надежном обеспечении Сибура сырьем. «Но гораздо более важно то, ? сказал эксперт, ? что успешно развивающееся детище Михельсона ? не просто единственная крупнейшая частная компания газового сектора экономики страны, но и единственная в отрасли, которая в начале 90-х была создана, что называется, с нуля». Грубо говоря, ее создали, не паразитируя на госсобственности, сформированной до распада СССР.
Напомню: Леонид Михельсон в свое время организовал строительство нескольких новых нефтегазодобывающих предприятий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В итоге было образовано ОАО «НОВАТЭК», которое в 1996 г. начало добычу нефти и газа на первом из трех основных своих месторождений — Восточно-Таркосалинском. А в 2002 г. началась эксплуатация Юрхаровского месторождения, в 2004 г. — Ханчейского.
В поддержке и реализации таких проектов и состояла основная задача как министерства, возглавляемого Юрием Шафраником, так и всех признанных лидеров сообщества нефтегазопромышленников. Эта задача заключалась не только в том, чтобы трансформировать крупные предприятия углеводородной госсобственности в крупные ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОМПАНИИ с контрольным пакетом государства, но и в том, чтобы трансформировать законодательство и механизмы управления ради появления и процветания новой собственности, возделанной инициативой и трудом ее создателей.
Тогда НОВАТЭК еще не был «титаном отрасли», зато к 1996 году все средние и малые предприятия нефтегазового комплекса обеспечивали 16% общероссийской добычи углеводородов. А то, что в итоге сделали Леонид Михельсон и его команда на новых месторождениях, превратив НОВАТЭК в компанию международного масштаба, может вызывать только гордость за успех отечественных профессионалов и, конечно, белую зависть. Гордиться, разумеется, вправе все, кто содействовал рождению бизнеса на подлинно рыночных основах.
«Я до сих пор не вижу родственных проектов такого масштаба, причем не только в нефтегазовом комплексе, ? замечает Юрий Шафраник. ? Разумеется, и в других отраслях промышленности нашлись люди, подобные Леониду Михельсону, которые сумели выстроить реально самостоятельный (без нещадной эксплуатации советского наследия) бизнес. Плохо, что это поле инициативы, креатива и конкуренции в последние годы скукоживается, как шагреневая кожа, а попытки нашего профессионального сообщества изменить ситуацию пока не увенчались успехом. И все-таки, уверен, то, что можно назвать «прецедентом Михельсона», т.е. желаемым вектором развития экономики, обязательно будет востребовано. Немыслимо, чтобы мы отказались от создания новых рабочих мест, дополнительных объемов добычи углеводородов, а значит, дополнительных валютных поступлений в российскую казну. Тут никакие разумные льготы производителям не станут лишними».
Безусловно поддерживая инициированный Леонидом Михельсоном альянс, Юрий Шафраник подчеркивает, что главное заключается в самой позитивной тенденции. «Это зримое, крупное зерно экономического роста, – говорит он. – А мы обязаны «высеивать» также миллионы средних, мелких, разнокалиберных зерен на экономической целине, прекратив дележку и передел собственности, унаследованной от Советского Союза. Россия нуждается в новых созидательных проектах, в новой собственности, обеспечивающей работу и благосостояние большинству граждан, в новых молодых людях, следующих путем таких предпринимателей, как Леонид Михельсон».
Борис Владимиров