Идея стучится, а труба зовет
В том, как будет выглядеть Единый энергокомплекс Европы, Путин сомнений не оставил.
«Буквально стучится в двери идея о создании единого энергокомплекса Европы», – заявил Владимир Путин в статье «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса – к новой повестке партнерства», опубликованной в газете Suddeutsche Zeitung. Некая новизна повестки партнерства, судя по тексту статьи, наметилась в связи с тем, что «крупнейшие европейские энергетические компании и правительства многих европейских стран, включая Германию, поддержали российские планы строительства газопроводов по дну Балтийского моря («Северный поток») и Черного моря («Южный поток»)».
В том, как будет выглядеть Единый энергокомплекс Европы, В. Путин сомнений не оставил: «После введения в эксплуатацию этих маршрутов европейский континент получит диверсифицированную и гибкую систему газоснабжения. И убежден, все надуманные проблемы в энергетической сфере останутся в прошлом». Хотелось бы.
«Главное – подчеркнул В. Путин, – нам надо научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга. Чего не скажешь о логике «Третьего энергопакета»*ЕС». Конечно, не скажешь, поскольку логика этого пакета несовместима, к примеру, с монополистской логикой Газпрома. Правда, транзитерам «голубого топлива» тоже не мешало бы задуматься о совместимости своих интересов с интересами производителя, но эта тема в ЕС пока, как говорится, не катит.
А что касается «надуманных проблем», то одна из них подвигла Туркмению к активному поиску новых рынков сбыта углеводородов после того, как Россия значительно снизила импорт туркменского газа. Ашхабад уже увеличил поставки топлива в Китай и Иран, но заверяет, что его сырья хватит и для Евросоюза. Поэтому в Брюсселе рассматривают газовые месторождения страны в качестве основной ресурсной базы газопровода Nabucco, который, как планируется, будет поставлять топливо в обход России в ЕС.
В целом заявления В. Путина являются продолжением его заочной пикировки с экс-министром иностранных дел Германии, а ныне политическим консультантом Йошкой Фишером. «У «Набукко» до сих пор нет гарантированных поставщиков», — заметил Путин на встрече с международными экспертами по России в Сочи и добавил: «Если компании все же хотят вложить миллиарды долларов… то Бог им в помощь». Фишер в интервью Handelsblatt парировал: «Российскому правительству следует освободить свои экономические интересы от политических амбиций». Он считает, что для России речь идет не только о газе, но и о сохранении власти в регионе. Между тем, по словам Фишера, Nabucco очень хорошо идет вперед.
Ему и положено так считать – «профессия» консультанта обязывает. А вот бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера положение обязывает (точнее, труба зовет) к иному, поскольку он председательствует в комитете акционеров Nord Stream AG (подразделение Газпрома, строящее газопровод «Северный поток»). Кстати, как пишет Financial Times, во время поездки в Берлин Путин провел больше времени с бывшим канцлером, чем с Ангелой Меркель. И правильно: в «реаль-политик» она Шредера, видимо, не очень «догоняет».
Если обойтись без иронии, то наиболее взвешенную оценку происходящему можно найти в словах председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрия Шафраника: «Это яркий, простой пример из области жестокой конкуренции; в данном случае человек лоббирует конкретную трубу и не стесняется, будучи, правда, сейчас уже экс-министром… Мы все еще иногда переживаем за те или иные выступления, но за ними надо видеть просто конкурентную борьбу, не более того, и точно так же отвечать, может быть, более грамотно, взвешенно. «Южный поток», как и «Набукко», имеет проблемы и перспективы. Но на данный день «Южный поток» обеспечен ресурсами, а «Набукко» все еще не обеспечен. Это не должно нас успокаивать: завтра возьмут и подпишут кучу газа для заполнения трубы, идущей не по нашей территории. То есть, успокаиваться нам нечего…»
А идея, возможно, и достучится.
*«Третий энергопакет» ЕС — план либерализации энергетического рынка Европы, который был одобрен Европарламентом в апреле прошлого года. Он предполагает, что компании — продавцы газа и электричества не должны владеть транспортными сетями, так как это приводит к искусственному взвинчиванию цен. Инициаторами таких требований были небольшие компании-трейдеры, заявлявшие, что крупные энергоконцерны препятствуют их доступу к распределительным сетям. Против принятия соглашения выступили Франция и Германия. В итоге сетям и трейдерским структурам разрешили оставаться в собственности одного владельца, но под наблюдением независимого регулятора.