Андрей Коржубаев: Тендеры нефтегазовых компаний превратились в редукционы, где главный критерий отбора – низкая цена
Новосибирск. Практика закупок госкомпаниями промышленной продукции и сервисных услуг по ценам значительно выше рыночных у "дружественных" фирм, случаи ценового демпинга со стороны недобросовестных поставщиков, проблемы поставок контрафактной продукции. Все это предполагается обсудить на Круглом столе "Пути формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг" 17 апреля 2012 года в Тюмени.
Представители отрасли и эксперты уже начали высказаваться, как "дикий" рынок обрудования и услуг сказывается на деятельности предприятий, ведущих прозрачную ценовую политику, стремищихся к улучшению качества производимого оборудования и услуг за счет внедрения инновационных технологий. Сегодня своим мнением на этот счет с Агентством нефтегазовой информации поделился заведующий отделом ИЭОПП СО РАН, заведующий кафедрой НГУ, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор Андрей Коржубаев.
"Проблема прекращения ценовой и организационной дискриминации отечественных разработчиков и производителей оборудования исключительно актуальны для обеспечения кадровой и технологической безопасности, а в долгосрочной перспективе – экономических и геополитических интересов России. В экспертном сообществе эту угрозу хорошо понимают, однако нефтегазовые компании, ориентированные в первую очередь на мировые рынки (около половины сырой нефти и более 60 % производимых в стране нефтепродуктов поставляются на экспорт), до сих пор действуют по законам эпохи первоначального накопления капитала, максимизируя текущие финансовые результаты. По эти вопросам я неоднократно высказывался в интервью и докладах. Считаю, что необходимо прекратить компрадорскую политику, проводимую некоторыми нефтегазовыми компаниями, ориентирующимся на использование зарубежного оборудования и сервисных услуг, стимулировать развитие российского высокотехнологичного машиностроения, но при этом не пренебрегать возможностями использования, адаптации и внедрения передовых мировых разработок и оборудования", - пояснил Андрей Коржубаев.
По его словам, проводимые тендеры на поставки нефтегазового оборудования и услуг, по сути, превратились в редукционы, где главный критерий отбора – низкая цена. Такая же ситуация наблюдается и на рынке НИОКР и НИР, что несомненно ведет к снижению качества продукции, потере научных школ, кадрового и технологического потенциала России. Для предотвращения участия и победы в конкурсах фирм (в том числе фирм – однодневок), не обладающих достаточной технологической и квалификационной базой, необходимо ввести государственную аккредитацию (листинг) предприятий, производящих нефтегазовое оборудование и оказывающих нефтегазосервисные услуги, считает Андрей Коржубаев. Такой механизм отработан, например, в сфере высшего образования при лицензировании вузов, аккредитации факультетов и программ обучения.
"Для предотвращения ценового сговора и предоставления контрактов аффилированным компаниям по завышенной цене с последующим разделом «дополнительного» дохода между участниками сделки (система откатов) необходимо обеспечить прозрачность и публичность таких сделок, проверяемость критериев отбора", - подчеркнул он.
В современных условиях наиболее реальным механизмом государственного регулирования, по мнению эксперта, представляется установление фиксированной цены на конкретные товарные и сервисные позиции при объявлении конкурса, критерием победы в котором должны стать исключительно производственно-технологические характеристики, определяемые профессиональными экспертами. Перечень экспертов должен утверждаться на государственном уровне специально созданным органом по примеру присуждения ученых званий Высшей аттестационной комиссией.
При этом справочные цены на основные позиции нефтегазового оборудования и сервисных услуг с дифференциациям по крупным нефтегазодобывающим регионам могла бы устанавливать независимая организация, уполномоченная Правительством РФ, имеющая в своем составе экспертов, включенных в государственный перечень. В России такие функции мог бы выполнять Союз производителей нефтегазового оборудования. Значительные отклонения контрактных цен от справочных должны становиться предметом антидемпинговых либо антикоррупционных разбирательств.
Кроме того, необходимо унифицировать условия оплаты для отечественных и зарубежных компаний, развивать практику долгосрочных договоров, включая проведение НИР, НИОКР и испытательных работ за счет заказчика, ввести требование локализации, а также активно проводить антидемпинговые мероприятия.
"Одним из важных организационных условий защиты отечественных товаропроизводителей считаю создание российской нефтегазосервисной корпорации либо консорциума с серьезным государственным участием. Вхождение в состав компании должно носить исключительно добровольный характер и давать участникам возможность организационной, финансовой и технологической поддержки в условиях обострения конкуренции и интернационализации всего российского нефтегазового бизнеса, включая нефтегазосервис", - подытожил Андрей Коржубаев.
Напомним, что круглый стол "Пути формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг" пройдет в Тюмени при поддержке Союза производителей нефтегазового оборудования и Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний.
Автор: Кира Санникова, Агенство нефтегазовой информации