Печать

О перспективах нефтегазового сектора

Иван Иванович Нестеров доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой геологии нефти и газа ТюмГНГУ, член-корреспондент РАН, директор Западно-Сибирского научно-исследовательского геологоразведочного нефтяного института (ЗапСибНИГНИ), директор научно-образовательного центра (НОЦ) геологии нефти и газа ТюмГНГУ. Участник проекта говорит о том, что считает действительно важным.

«На сегодня 80% геологов России пришли к выводу, что можно получать нефть из глины, хотя и утверждают, что это тяжело».
В стране нефти нет. В этом году началось падение ее добычи даже в Западной Сибири. С моей точки зрения, самое страшное, что может произойти, - это если Россия, имея такие громадные запасы полезных ископаемых, будет закупать нефть за рубежом. Я считаю и обосновываю, что, не приняв срочных мер, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра к 2020-2030 годам будет давать всего 50 млн. тонн нефти в год.

Из дополнительных богатств, которые есть в нефти и газе, страна потеряла более 1 трлн долларов. Продавая сырой газ, мы бесплатно отдавали гелий. С газовым конденсатом мы отдавали ценнейшее сырье - нафтеновый конденсат.
Какие существуют перспективы? Во-первых, есть остаточная нефть. Мы извлекаем только 30% нефти, 70% остается в земле. Дайте задание, обеспечьте финансирование, наука в течение 3-4 лет создаст технологии, и для начала можно будет поднимать хотя бы по 10% остаточной нефти в год. Американцы сейчас добывают около трех ее процентов.

Во-вторых, на территории Тюменской области может быть доказано наличие порядка 580 млрд тонн нефти, залегающей в черных сланцах. Это в три раза больше, чем все разведанные общемировые запасы. Речь о нефти, которая пока не добывается и которой нет на балансе государства. Это нефть, полученная по принципиально новой технологии из черных сланцев, так называемой битуминозной глины. В основном эти запасы в Югре, там уже есть семь скважин, из которых из глин бьют фонтаны. По этой методике мы можем довести добычу нефти до 750 млн. тонн в год. Из битумных глин Югры, где, как считают все, нефти никогда не было и не может быть теоретически, мы получаем фонтаны нефти. Впервые мы подняли этот вопрос в 1968 году, после первого фонтана нефти на 12-й скважине в Салыме. Тогда она давала из глины примерно 700 тонн нефти в сутки. Ученые не могли дать ответ, почему это происходит. И мы начали изучать эту проблему. 7-8 лет потребовалось, чтобы убедить хотя бы 5% руководителей, что нефть может идти из глины в больших количествах.

На сегодня 80% геологов России пришли к выводу, что можно получать нефть из глины, хотя и утверждают, что это тяжело. А сложные месторождения требуют новых технологий. На это я отвечаю так: представьте себе, что мы по всему миру получали бы нефть только из глин и вдруг открыли Самотлор. Все бы сказали: не возьмем это месторождение, очень тяжелое...

Также есть нафтеновая нефть. Лечебные нефти раньше были только на одном месторождении в мире - на Нафталанском, в Азербайджане. В настоящее время там запасы иссякли. У нас они составляют порядка 2,5 млрд. тонн. Сегодня нафталанскую нефть, немного переработанную, продают в аптеках по 35 граммов в дистиллятах. Стоимость одного барреля такой нефти приравнивается к 560 тысячам долларов. В ХМАО - Югре есть два месторождения с такой нефтью, в ЯНАО - девять.

Один из важнейших стратегических нефтегазоносных регионов России - полуостров Ямал. Промышленное освоение месторождений Ямала и прилегающих акваторий имеет принципиальное значение для обеспечения роста объемов российской добычи газа после 2011 года. В рамках проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный» идет строительство железной дороги на полуострове Ямал. Эта важная транспортная артерия необходима для освоения всех богатств Приполярья. Там находится более 20 трлн. м3 запасов газа, которые были разведаны еще в советские времена, и мы только сейчас начинаем к ним подбираться. Реализация этого мегапроекта даст России сырье. Тюменская область будет осваивать природные богатства территории, и перерабатывать их в товарный продукт. Верю, что мы не станем продавать просто руду, как продаем сырую нефть и газ, а научимся перерабатывать ископаемые.

Газета «Правда Приморья», Вячеслав Тетекин www.pkokprf.ru;
Интервью региональному интернет-порталу NashGorod.ru ,
Вероника Ильина nashgorod.ru.
Журнал National Business