Печать

ОТ ТАЙГИ ДО ВОСТОЧНЫХ МОРЕЙ

ПО ТРУБОПРОВОДУ ВСТО СИБИРСКАЯ НЕФТЬ ПОСТУПАЕТ В СТРАНЫ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

На минувшей неделе на Дальнем Востоке в конечной точке трубопровода ВСТО высадился десант российских СМИ. Гостей встретил генеральный директор ООО «Транснефть-Порт Козьмино» Денис Чеплянский. В рамках пресс-тура, посвященного десятилетнему юбилею предприятия, журналисты получили возможность познакомиться с сотрудниками и основными производственными объектами ООО «Транснефть-Порт Козьмино» (г. Находка).

ООО «Транснефть-Порт Козьмино» – конечная точка трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО). Она имеет протяженность около 5 тысяч км и соединяет шесть регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. Отсюда российская нефть отправляется на мировые рынки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В эту же систему через трубопровод «Заполярье–Пурпе», построенный АО «Транснефть-Сибирь», поступает и тюменская нефть.

По словам Дениса Чеплянского, возведение объектов ООО «Транснефть–Порт Козьмино» велось в рамках реализации программы строительства магистральной трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) по инициативе Правительства Российской Федерации. Решение о строительстве специализированного нефтеналивного порта в Находке было принято в 2007 году. Сроки были сжатыми, поэтому работы начались сразу же по всем направлениям. С поставленными задачами строители успешно справились. В 2009 году были введены в эксплуатацию площадка железнодорожных эстакад, участок технологического трубопровода длиной 23 км. Возник резервуарный парк. Затем строители сдали в эксплуатацию береговые и причальные сооружения с одним нефтепирсом. 28 декабря 2009 года первые 100 тысяч нефти из трубопроводной системы ВСТО были отгружены в танкер «Московский университет». И этот день отныне считается датой начала работы порта Козьмино.

С 2009 года нефть в порт Козьмино поступала железной дорогой от Сковородино и отгружалась через единственный нефтепирс в объеме 15 млн т в год. В 2010 году на нефтебазе были построены еще три резервуара, их число возросло до 10. В 2012 году после завершения строительства трубопроводной системы ВСТО-2 и появления второго нефтепирса перевалка через порт Козьмино начала увеличиваться и к 2015 году достигла 30 млн тонн нефти в год.

С апреля 2016 года нефть в порт Козьмино стала поступать только по магистральному трубопроводу, железнодорожные поставки прекратились. В 2017 году для увеличения пропускной способности были построены еще два резервуара. По словам начальника нефтебазы Виктора Ильяшевича, сейчас резервуарный парк состоит из 12 резервуаров. В штате нефтебазы трудятся механики, слесари по КИПиА, энергетики, операторы товарные, электромонтеры.

Резервуарный парк находится на возвышенности, поэтому нефть поступает к терминалу самотеком. И это своего рода экономия затрат. Ранее территория парка представляла собой вершину скалы. Ее взрывали, а грунт и обломки скальных пород вывозили.

«Мозг» нефтебазы – операторная, откуда ведется управление процессом приема и отгрузки нефти. Как пояснил заместитель генерального директора ООО «Транснефть - Порт Козьмино» по товарно-транспортным операциям Вадим Головченко, контроль транспортировки нефти по трубопроводу до резервуаров, формирование танкерных партий и последующую отгрузку осуществляют операторы НППС, товарные операторы. В операторной установлены все необходимые системы автоматизации. Одним движением мыши оператор может управлять оборудованием, открыть задвижку или закрыть, контролировать давление, температуру, плотность, расход нефти и все грузовые операции. Сюда же стекается вся информация со всех объектов нефтебазы, с береговых и причальных сооружений.

В настоящее время на предприятии ведется модернизация центральной диспетчерской, а именно – внедрение единой системы диспетчерского управления, что позволит унифицировать программное обеспечение единой системы диспетчерского управления с другими диспетчерскими пунктами организаций системы «Транснефть».

В РОССИЮ – ЗА НЕФТЬЮ

В среднем в месяц в порт Козьмино заходят около 30 морских танкеров емкостью 100–150 тысяч тонн. По объему отгрузки основной получатель российской нефти – Китай. Также в числе потребителей – Япония, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Новая Зеландия и даже США. В марте 2015 года была отгружена юбилейная 100-миллионная тонна нефти. В июле 2018 – 200-миллионная тонна. Планами в 2019 году предусмотрена отгрузка порядка 32,7 млн тонн нефти. В 2020 году предприятием планируется довести объемы отгрузки до 34 млн тонн нефти в год. Всего с момента ввода в эксплуатацию по август 2019 года предприятием отгружено 239,7 млн т нефти, или 2388 танкеров.

По словам Вадима Головченко, прием и отгрузка нефти ведутся круглосуточно. Правда, во время шторма швартовые операции запрещаются, суда не заходят в акваторию бухты, а дрейфуют в открытом море. Как только погода позволяет, лоцманы компании «Транснефть-Сервис» проводят танкеры к причалам. Кстати, Вадим Головченко – наш земляк. Ранее трудился в АО «Транснефть-Сибирь» в Нефтеюганском УМН. Два года назад ему поступило предложение переехать на Дальний Восток. Решил попробовать открыть новую страницу в своей карьере.

– Ожидания полностью оправдались. Я оказался на предприятии, которое динамично развивается. Купил дом, перевез сюда семью. Дети ходят в школу, – рассказал руководитель.

Его коллеги проживают в Находке, в пос. Врангель, в Партизанске. В пос. Первостроитель для сотрудников ООО «Транснефть- Порт Козьмино» построен жилой комплекс. Неподалеку есть школа, детсад, Дом культуры. Николай Кононов в системе «Транснефти» трудится с 1999 года. Работал на нефтеперекачивающих станциях, а в январе 2019 года был назначен начальником береговых и причальных сооружений ООО «Транснефть-Порт Козьмино».

– Здесь есть своя морская специфика, – уточнил он. – Данная площадка, пожалуй, самая ответственная на предприятии. Нефть отгружается на экспорт круглосуточно. Поэтому лично я всегда на связи с персоналом.

Береговые и причальные со- оружения состоят из двух нефтепирсов, стендерного оборудования для налива нефти в танкеры и ряда технологических узлов, в том числе площадки рекуперации паров нефти, которая повышает уровень экологической безопасности в бухте Козьмино. Отметим, что из танкеров выходят пары углеводородов, и чтобы их концентрация не превышала нормативные параметры, эти пары рекуперируются и очищаются, после чего выпускаются в атмосферу. Таким образом, при погрузке запах нефти рядом с нефтепортом нисколько не ощущается. Операторы технологического участка и мастера по наливу нефти владеют английским языком, поскольку им приходится ежедневно общаться с иностранными экипажами, капитанами судов. Здесь же установлено новейшее метрологическое оборудование, которое с высочайшей точностью измеряет объемы отгружаемой на экспорт нефти.

Для ликвидации возможных розливов нефти в бухте Козьмино стоит флот – шесть буксиров ледового класса, два бонопостановщика, сборщик загрязненных вод, а также несколько спасательных катеров. Как пояснил начальник аварийно-спасательного формирования «Транснефть-Сервис» Александр Сеняков, экипажи судов круглосуточно готовы участвовать во всевозможных операциях на терминале. А главное, моряки «Транснефть-Сервис» выполняют лоцманскую проводку танкеров в бухте и швартовые операции на причалах.

С ЗАБОТОЙ О ПРИРОДЕ И ЛЮДЯХ

В ходе экскурсии по предприятию внимание журналистов привлекло несколько крупных поплавков на водной поверхности бухты.

– Это участок марикультур, где в садках живут морские гребешки. Таким образом, мы производим контроль за чистотой воды в нашей акватории, – пояснил генеральный директор ООО «Транснефть-Порт Козьмино» Денис Чеплянский.

Гребешки любят чистую воду. И анализ показывает, что они прекрасно себя чувствуют. Значит, вода в бухте чистейшая.

– В текущем году мы в очередной раз подтвердили соответствие международным стандартам в части экологической безо- пасности, энергетики и охраны труда. Аудиторы высоко оценили нашу программу по искусственному воспроизводству водных биоресурсов и выращиванию в акватории бухты морских гребешков, а также программу по сокращению удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу путем рекуперации нефти, – отметил Денис Чеплянский во время пресс-конференции.

Заметим, что в АО «Транснефть- Сибирь» вопросам экологической безопасности, энергосбережения и охраны труда уделяется аналогичное внимание.

По словам начальника отдела экологической безопасности и рационального природопользования ООО «Транснефть-Порт Козьмино» Натальи Выходцевой, в настоящее время на участке марикультуры реализуется программа комплексного экологического мониторинга акватории бухты с применением не только гребешка, но и других ценных видов гидробионтов – обитателей дальневосточных морей – тихоокеанской мидии, ламинарии японской, морского ежа, камчатского краба, проводятся эксперименты с водорослью кастарией и асцидией пурпурной.

В прошлом году общество стало лауреатом конкурса среди морских портов в номинации «Лучшее экологическое предприятие». А ранее дважды входило в тройку лидеров природоохранной деятельности среди предприятий системы «Транснефть».

По словам генерального директора, безусловно, самое важное и ценное на предприятии – это персонал. На объектах трудится 781 человек, из которых 718 специалистов – жители Дальневосточного федерального округа. Средний возраст сотрудников предприятия – 40 лет. Большое внимание в части кадровой политики уделяется подготовке и обучению специалистов. В год на эти цели тратится примерно 12 млн рублей. Социальная политика ООО «Транснефть-Порт Козьмино», как и в АО «Транснефть-Сибирь», направлена на обеспечение достойного уровня жизни работников. Помимо высокой заработной платы сотрудники обеспечиваются жильем, объектами социальной инфраструктуры. Летом дети и взрослые имеют возможность отдохнуть в оздоровительных лагерях и санаториях.

Немаловажно и то, что порт Козьмино вносит существенный вклад в экономическое развитие территории своего присутствия, поскольку является крупнейшим налогоплательщиком Приморского края. Важная составляющая корпоративной стратегии – благотворительная деятельность, направленная на развитие медицины, образования, культуры и спорта в крае.

Отгрузка нефти в порту Козьмино идет по графику. Высокое качество сорта ESPO привлекательно для импортеров, а короткое транспортное плечо обеспечивает им серьезную экономию средств. Спрос на российскую нефть в странах Азии только растет, что позволяет нефтепроводчикам с уверенностью смотреть в завтрашний день.

НА СНИМКАХ: морской терминал ООО «Транснефть-Порт Козьмино»; экскурсию для журналистов провел лично генеральный директор общества Денис Чеплянский.

Источник: Радослав ВАСИЛЬЕВ /фото автора/ , Тюменская правда