Печать

Не завидуйте Газпрому!

Центр российской газодобычи смещается всё дальше на север — на полуостров Ямал. Колоссальные запасы газа обеспечивают надёжное развитие страны на сотни лет вперёд.

Ямальский фундамент

На минувшей неделе акционеры Газпрома подвели итоги года. Свой доклад под названием «Фундамент дальнейшего роста» глава монополии Алексей Миллер начал с не терпящего возражений утверждения: «В 2016-м Газпром укрепил свой статус лидера по ключевым отраслевым показателям и создал условия для нового этапа роста».

Газпром является безусловным лидером среди прочих компаний и по запасам природного газа (17 процентов мировых), и по объёмам его добычи (11 процентов на планете), и по экспорту голубого топлива (33,1 процента европейского потребления). В процентах отчёт действительно впечатляет. Реальных цифр старались не называть. Ведь прирост добычи, по сути, чисто символический — на 1,6 миллиарда кубов, или на 0,38 процента. Остаётся только надеяться на закрепление результата в этом году, после хронического падения. Нынешние 420,1 миллиарда кубов (с учётом попутного нефтяного газа) сами по себе смотрятся неплохо. Главное, не сравнивать их с показателями десятилетней давности, когда монополия стабильно добывала по 560 миллиардов кубов.

— Ресурсная база Газпрома смещается на север, в Арк­тику, — особо подчёркивает Алексей Миллер. — Ключевую роль мы отводим развитию газодобычи на полуострове Ямал. Мы неуклонно наращиваем добычные мощности крупнейшего месторождения полуострова — Бованенковского, увеличив его пиковую производительность до 264 миллионов кубов в сутки. К 2022 году планируем вывести Бованенково на годовой уровень добычи 115 миллиардов кубов. Таким образом, мощность только одного нашего месторождения будет сопоставима с суммарными поставками газа на европейский рынок из Великобритании, Катара и Нидерландов в 2016 году.

На Ямале в 2016-м Газпром открыл «Ворота Арктики». Этот терминал рассчитан на всесезонную морскую отгрузку с Новопортовского месторождения до 8,5 миллиона тонн нефти в год. Началась промышленная добыча нефти и на Восточно-Мессояхском месторождении, расположенном на полуострове Гыдан.

В ближайших планах — расширение и модернизация Уренгойского завода по подготовке конденсата, реконструкция и техническое перевооружение Сургутского завода по стабилизации конденсата, запуск Уренгойского газохимического комплекса.

В более отдалённой перспективе значится освоение Тамбейской группы месторождений, где получен прирост запасов в 4,1 триллиона кубометров. Сегодня ресурсный потенциал залежей оценивается в 6,7 триллиона кубов газа, 600 миллионов тонн конденсата и 38,4 миллиона тонн нефти. Это позволяет Газпрому рассматривать проекты не только добычи углеводородов в глубоком Заполярье, но и их переработки, включая развитие газохимии. С ориентацией на поставки продукции по Северному морскому пути.

Именно крепкий ямальский фундамент позволяет Газпрому укреплять своё присутствие на мировом рынке, создавая новые газотранспорт­ные коридоры и наращивая объёмы экспорта.

И хотя выручка от продаж всей группы компаний (занимающихся в том числе добычей нефти и электрогенерацией) по сравнению с предыдущим годом в отчётном периоде увеличилась лишь на 38 миллиардов рублей (менее чем на один процент), превысив 6 триллионов… Прибыль, относящаяся к акционерам Газпрома, возросла аж на 21 процент, достигнув 952 миллиардов рублей. На выплаты дивидендов из этой суммы решено направить ровно пятую часть — по 8 рублей 4 копейки на каждую акцию, стоившую на дату закрытия реестра 119 рублей.

Кто виноват и что делать?

Ближе к вечеру, после собрания акционеров и заседания вновь избранного совета директоров, состоялась традиционная пресс-конференция. Речь на ней зашла о рыночной стоимости госмонополии. В глобальном рейтинге крупнейших компаний Газпром за год опустился со 170-го на 191-е место, пропустив вперёд себя Сбербанк и Роснефть. В интернете можно найти массу шуток по поводу того, что вся наша троица по капитализации отстаёт даже от производителя презервативов Durex. А от лидирующей в рейтинге американской «Apple» разрыв увеличился с 12 почти до 15 раз.

Корреспондент газеты «Правда» напомнил главе Газпрома, что возглавляемая им компания является абсолютным лидером падения среди всех голубых фишек планеты. С начала биржевых котировок рублёвая стоимость акций упала втрое, а долларовая — в шесть раз! Всё это прямые потери акционеров, даже без учёта инфляции. Вопросы у журналиста были чисто русские: кто виноват и что делать?

Судя по всему, тема задела руководителя за живое. По крайней мере, ни на один другой вопрос в тот вечер Алексей Миллер не отвечал так долго, как на этот.

— Хочу напомнить о миссии Газпрома, — тщательно подбирал аргументы председатель правления. — Заключается она в том, чтобы обеспечивать надёжное газоснабжение России во время нашей холодной русской зимы. Чтобы проходить осенне-зимние максимумы, Газпром имеет на балансе добычные мощности, которые значительно превышают объёмы годовой добычи. Сегодня это плюс 167 миллиардов кубометров газа в год, которые мы используем несколько дней в году. Может, недель. В зависимости от того, какая зима — холодная, очень холодная или тёплая. Это же касается и избыточных газотранспортных мощностей, которые мы с вами имеем для прохождения осенне-зимнего максимума. Если бы чисто частная компания проанализировала, нужны ли такие мощности для повышения экономических показателей, то ответ был бы отрицательным. Если компания будет ставить перед собой целью только рост капитализации, то как объяснять, что в осенне-зимний период нам не хватает мощностей?

Вместе с тем Алексей Миллер постарался убедить журналистов, что акционерам Газ­прома грех жаловаться. Дивидендная доходность «мягко говоря, очень хорошая». И хотя акции действительно недооценены, но явление это временное. Внутри страны последние месяцы наметился рост потребления газа в электроэнергетике, агрохимии, металлургии, что свидетельствует о восстановлении отечественной экономики. Растёт спрос на российский газ и за рубежом. Одновременно идёт реализация сразу нескольких масштабных инвестиционных проектов по строительству второго «Северного потока», «Турецкого потока», «Силы Сибири». Через несколько лет все они будут завершены, и поставки газа, а соответственно и денежный поток, возрастут. Так что у компании и её акционеров весьма заманчивые перспективы. Вложения в акции Газпрома, по мнению его руководителя, это крайне выгодная долгосрочная инвестиция.

420 млрд м3 газа добыл Газпром в 2016 году. Это на 1,6 миллиарда кубов больше, чем в 2015-м, и на 136 миллиардов кубов меньше 2006 года.

«Никто бы не поверил!»

Журналисты долго уточняли перспективы Газпрома. На фоне того, что Дональд Трамп заявил о намерении реализовать политику «энергетического доминирования», призвав европейцев покупать газ в США, а не в России. Соединённые Штаты являются сегодня абсолютными лидерами, обеспечивая 21 процент мирового производства голубого топлива. Причём его годовая добыча за десять лет возросла с 500 до 750 миллиардов кубов. И это далеко не предел. Трамп поставил цель уже к 2020 году полностью удовлетворить внутренний спрос и стать нетто-экспортёром энергоресурсов. Не потеснят ли американцы Газпром на крупнейшем для него европейском рынке?

— В первую очередь надо подчеркнуть: американский сжиженный газ на европейском рынке по сравнению с поставками трубопроводного газа был, есть и будет менее конкурентоспособным по цене, — убеждал Алексей Миллер. — Вторым, очень важным с точки зрения позиционирования на энергетических рынках, является вопрос запасов. Американские запасы газа, подтверждённые, — 8,7 триллиона кубометров. Можно провести несложную арифметическую операцию, поделив этот объём на 750 миллиардов, получим менее 12 лет. И последнее очень-очень важное: США были и остаются нетто-импортёром газа. Рынок у них гораздо более ёмкий, чем собственная добыча. Раньше нам всё про сланцевую революцию рассказывали, теперь про американский СПГ. А мы с вами увеличили реальный экспорт газа на 30,4 миллиарда кубометров. Полтора года назад никто бы в это и не поверил!

Ещё один болезненный вопрос — про ужесточение американских санкций в отношении России. Законопроект, обсуждаемый в сенате, содержит пункт по противодействию реализации проекта «Северный поток-2». Этот же документ утверждает, что Россия использует свой газ как «оружие принуждения, запугивания и влияния на другие страны». Не станут ли эти санк­ции препятствием для строительства второй нитки «Северного потока»?

— Позволю себе процитировать заявления наших партнёров по проекту, — нашёл выход глава Газпрома. — Изабель Кошер, генеральный директор французской Engie, дословно сказала: «Я совсем не думаю, что США могут остановить этот проект». А Клаус Шефер, глава правления немецкой Uniper, назвал неприемлемым, чтобы европейская энергетическая политика осуществлялась США.

Один из журналистов заметил, что Еврокомиссия намерена добиваться от России в случае строительства «Северного потока-2» обеспечения доступа к газопроводу помимо Газпрома других поставщиков. Это может быть как прямой доступ к трубе независимых производителей газа, так и возможность продажи газа европейским потребителям непосредственно на территории России. В своё время похожие требования поставили крест на «Южном потоке». Сегодня Газпром обладает исключительной монополией на экспорт трубопроводного газа. «Как вы оцениваете инициативу Еврокомиссии? Сможет ли она повлиять на сроки реализации проекта, а то и вовсе её за­блокировать?» — интересуются у главы монополии.

— Очень лестно слышать ваше мнение, что Газпром может и должен оценивать инициативы Еврокомиссии, — подметил Алексей Миллер. — Наша позиция следующая: никакого особого режима для «Северного потока-2», конечно же, не нужно. С точки зрения своей технической концепции он точно такой же, как «Северный поток-1», который мы реализовали в соответствии с действующим международным правом, и никакого особого режима для этого проекта не было. Точно так же, как нет и никаких особых режимов для морских газопроводов в Европу из Алжира, Ливии и других стран. Проект «Северный поток-2» реализуется в строгом соответствии с календарным планом-графиком. Мы абсолютно уверены, что построен он будет в директивные сроки.

«Мы ничего не теряли»

Едва ли не больше всего вопросов касалось непростых отношений с Украиной. Она не закупает российский газ уже третий год. При этом обеспечивает его бесперебойную перекачку в Европу. В 2016-м, например, транзит вырос на четверть — до 82,2 миллиарда кубометров, а в первой половине 2017-го — ещё на 21 процент — до 45,7 миллиарда кубов. Это рекорд­ный показатель за последние шесть лет. Нафтогаз договаривается с европейцами о хранении нашего газа в своих подземных хранилищах, что позволит в больших объёмах закупать его летом и использовать зимой. На одной из предыдущих пресс-конференций звучали угрозы остановить транзит через Украину с 2020 года, после истечения срока действующего договора. Изменилась ли позиция Газпрома?

Алексей Миллер утверждает, что в перераспределении потоков нет никакой политики. Просто центр добычи перемещается всё дальше в Арктику. Газ с полуострова Ямал идёт теперь по новому северному коридору — через Ухту. Соответственно происходит оптимизация газотранспортных мощностей в центральном коридоре, по которому перекачивается газ из Надым-Пур-Тазовского района. Именно перестройка внутрироссийских потоков, по словам главы Газпрома, определяет возможный потенциальный объём транзита через Украину. После 2020 года он будет составлять от 10 до 15 миллиардов кубов в год.

Прокомментировал Алексей Миллер и решение Стокгольмского арбитража по иску Газпрома: «Никакого окончательного решения нет! Это промежуточное решение. Газпром намерен обжаловать его в апелляционном суде Швеции. Поживём — увидим». Заметим, что арбитраж отменил заложенный в контракте 2009 года принцип «бери или плати», согласно которому Украина должна была ежегодно оплачивать по 52 миллиарда кубов российского газа. И предложил сторонам попробовать договориться о суммах. Причём не только насчитанного Газпромом многомиллиардного долга за невостребованное топливо, но и компенсаций за те переплаты, что уже совершил Нафтогаз.

— Не считаете ли вы, что украинский рынок потерян для Газпрома навсегда или надолго? — уточнил корреспондент украинского информационного агентства. — И сколько газа вы поставили на оккупированную часть Украины?

— Что касается ЛНР и ДНР, то с января 2015 года нами поставлено газа 5,46 миллиарда кубов на 1,196 миллиарда долларов, — начал ответ с конца Алексей Миллер. — А рынок… Вы знаете, мы ничего не теряли. Может, кто-то другой заблудился или сбился с дороги.

«Завидуют!»

Завершилась почти двухчасовая пресс-конференция футболом. У Алексея Миллера, страстного болельщика «Зенита», поинтересовались: что ему не нравится на новом футбольном стадионе в Санкт-Петербурге? «Зенит-Арена», ставшая едва ли не самой дорогой спортивной площадкой планеты, вызывает немало критики в свой адрес.

— Что не нравится? — переспросил Алексей Миллер и продолжил с юмором: — Не нравится, что завидуют новому стадиону. После матча ко мне подошёл руководитель одного футбольного клуба и сказал, что они смотрят на этот стадион, как на машину более высокого класса у соседа, и завидуют. Может, ряд каких-то критических моментов, которые мы слышим в адрес стадиона, продиктован в том числе и этим. Посмотрите у других… Почему-то никого не интересует: течёт у них — не течёт, замкнуло — не замкнуло. Никому не интересно. Не завидуют! А если серьёзно, то хочу пожелать новому стадиону в Санкт-Петербурге оставаться счастливым для сборной России по футболу.

115 млрд м3 газа будет ежегодно давать Бованенковское месторождение.

Источник: Андрей Фатеев, Тюменские известия