Распахнулись «Ворота Арктики»
С Новопортовского месторождения отправили очередной танкер. Загрузили его по команде из Кремля через нефтеналивной терминал с громким названием «Ворота Арктики».
Арктический терминал в акватории Обской губы смонтировали ещё прошлой осенью. И вот сейчас по случаю официального запуска в посёлок Мыс Каменный прилетела представительная делегация «Газпром нефти» и «Газпрома». Команду на начало загрузки танкера дал глава государства, который наблюдал за торжественным процессом из Кремля.
Но прежде Алексей Миллер, председатель правления «Газпрома», доложил по видеосвязи президенту о завершении масштабного проекта. Арктический терминал соединён с Новопортовским месторождением более чем стокилометровым трубопроводом. Из-за малых глубин в Обской губе находится он в трёх с половиной километрах от берега. И представляет собой башенный кран, возвышающийся над поверхностью воды на 61 метр, с поворотной стрелой длиной 78 метров.
Проектировщики заверяют: полностью автоматизированный терминал, управляемый с берега, способен осуществлять безопасную отгрузку нефти круглый год при самых экстремальных нагрузках — толщине льда в 2,5 метра и сбивающем с ног ветре до 40 метров в секунду. Фундамент терминала покоится на 12 прочных сваях, уходящих в морское дно на глубину до 90 метров. Возведением этого уникального объекта занимались десятки зарубежных и российских компаний.
Александр Дюков, генеральный директор «Газпром нефти», проинформировал президента о нелёгкой судьбе Новопортовского месторождения. Тюменские геологи открыли его более пятидесяти лет назад, но отсутствие технологий извлечения нефти и возможности её вывоза всё это время не позволяли приступить к промышленному освоению.
Прежде чем начать разработку, компания провела эксперимент, доказывающий возможность организации круглогодичного вывоза нефти с полуострова Ямал морским путём. Весной 2011-го атомный ледокол «Вайгач» совершил опытный заход в Обскую губу до Мыса Каменного. Реально же первый танкер с ямальской нефтью отправили летом 2014-го. В прошлую навигацию с полуострова вывезли уже 180 тысяч тонн чёрного золота.
Теперь речь идёт о круглогодичных поставках. В текущем году отгрузка превысит 2 миллиона тонн, а в 2018-м достигнет 6,3 миллиона тонн. А всего терминал рассчитан на 8,5 миллиона тонн нефти в год.
Вывозить лёгкую низкосернистую нефть сорта Novy Port намерены шестью танкерами ледокольного класса грузоподъёмностью 38 тысяч тонн каждый. Первые два — «Штурман Альбанов» и «Штурман Малыгин» — уже изготовлены на южнокорейской верфи «Samsung Heavy Industries». Спроектированы они с учётом малых глубин Обской губы и в отличие от используемых сегодня судов имеют в два с лишним раза большую грузоподъёмность при той же осадке. Более того, эти танкеры без сопровождения ледокола с лёгкостью преодолевают лёд до 1,8 метра толщиной.
— Все системы терминала готовы к работе, — обращается к главе государства Александр Дюков. — Прошу вас дать команду на первую отгрузку нефти с Новопортовского месторождения через терминал «Ворота Арктики».
— Начинайте отгрузку! — командует Владимир Путин.
Новопортовская нефть по 1200 тонн за час начинает закачиваться на греческий танкер «Ice Eagle». Естественно, окончания процесса дожидаться не стали. Ведь на заполнение трюма ушло почти 12 часов. С Ямала, равно как и с платформы «Приразломная» в Печорском море, добытое сырьё сначала доставляется в незамерзающий Кольский залив. Здесь оно перекачивается на построенный в Японии танкер-накопитель «УМБА» дедвейтом свыше 300 тысяч тонн. И уже из Мурманска большими морскими танкерами северная нефть будет поставляться на экспорт.
После торжественной церемонии Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямала, и Алексей Миллер обсудили реализацию генерального соглашения о сотрудничестве. Газовая монополия, добывающая в арктическом крае свыше 90 процентов голубого топлива, является крупнейшим налогоплательщиком. Только за прошлый год её дочерние предприятия, занимающиеся добычей и транспортом газа, перечислили в окружной бюджет 41,1 миллиарда рублей.
Партнёры обсудили возможности ускорения газификации региона, который заметно отстаёт пока в этом от Центральной России, а также перспективы перевода транспорта на газомоторное топливо. В настоящее время на Ямале работают лишь две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции — в Надыме и Ягельном. К 2019 году «Газпром» обещает построить ещё три — в Новом Уренгое, Ноябрьске и Пангодах.
В текущем году отгрузка превысит 2 миллиона тонн, а в 2018-м достигнет 6,3 миллиона тонн.
Дмитрий Кобылкин
губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа:
— Новый арктический терминал — это мощный инструмент повышения уровня и качества жизни северян, стабильности российской экономики. А это считаю главным — чтобы людям жилось лучше. Особенно в суровой Арктике.
Источник: Андрей Фатеев, Тюменские известия