Как простимулировать недропользователей применять методы повышения нефтеотдачи? Круглый стол в Госдуме.
В марте текущего года Ассоциация нефтегазосервисных компаний приняла участие в «круглом столе» комитета по энергетике Государственной думы «Меры законодательного, в том числе налогового регулирования, направленные на стимулирование недропользователей к применению методов увеличения нефтеотдачи и повышения коэффициента извлечения».
Основой выступлений представителей федеральных органов власти, представителей нефтегазовых компаний, научно-исследовательских институтов и организаций составила оценка состояния запасов нефти и газа, классификация запасов природных ресурсов по степени извлекаемости, рентабельности и предложений по достижению устойчивого, эффективного и экологически безопасного воспроизводства минерально-сырьевой базы страны.
В условиях сложной экономической ситуации, истощения традиционных запасов нефти и преобладания трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ), необходима дополнительная система мер государственной поддержки. Прежде всего, это гибкая фискальная политика государства, которая обеспечивается путем изменения механизма налогообложения добытых полезных ископаемых.
Отмечено, что существующая в России система налогообложения (НДПИ) не учитывает в полной мере реальных условий, в которых находятся российские недропользователи. Это географическое расположение территории добычи, степень сложности добычи, степень обводненности, выработанности залежей и пр. Использование при этом существующих налоговых льгот по НДПИ ограничено в отношении разработки ТРИЗ, так как отсутствует законодательное закрепление самого понятия. Существующая система льгот нуждается в коренной перестройке. Необходим переход к льготированию индивидуальных проектов, направленных на повышение коэффициентов извлечения углеводородов, внедрение инновационных отечественных технологий разработки. При утверждении проектных решений нужно отказаться от регламентирования уровней добычи и перейти к регламентированию реализации конкретных технологий.
Более активно следует брать на вооружение мировой опыт налогообложения нефтяной отрасли, который свидетельствует об устойчивой тенденции отказа добывающих стран от элементов налоговой системы, основанных на налогообложении выручки или физических объемов добытого сырья. Одним из эффективных шагов может послужить переход от ГДПИ к налогу на финансовый результат. Немаловажно развивать и другие меры эффективного освоения и разработки ТРИЗ.
- широкое внедрение сервисных контрактов или соглашений о разделе продукции,
-стимулирование инвестиций;
-перенос налогообложения на свободный поток денежных средств;
установление ускоренного механизма списания капитальных затрат;
-стимулирование собственного производства технологий.
- разработка новых технологий воздействия на пласты, которые позволят увеличить эффективность нефтевытеснения.
Аналогичная ситуация сложилась и с трудноизвлекаемыми и нетрадиционными запасами газовых ресурсов.
С 1 января 2016г. вступила в силу новая Классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов. В связи с новым подходом классификации запасов, который учитывает принятый документ, возникли риски для недропользователей. Так, если результаты оценки (объем оцененных рентабельно извлекаемых запасов углеводородов) окажутся ниже оценки данных запасов известных аудиторских международных компаний, то акционерная стоимость российских компаний может существенно снизиться в случае, если результаты этой оценки будут опубликованы.
В ходе выступлений участников прозвучали предложения, которые были внесены в перечень рекомендаций:
1.Активизировать работы по геологоразведке.
2.Рассмотреть возможность доработки Методики расчета показателей экономической эффективности и обоснования рентабельно извлекаемых запасов УВС.
3.Отложить публикацию оценок извлекаемых и рентабельно извлекаемых запасов на 2-3 года.
4.Обеспечить переход к системе налогообложения финансового результата в рамках пилотных проектов.
5.В целях успешного освоения ТРИЗ предложено: предусмотреть направление части НДПИ в фонд финансирования геологоразведочных работ. Установить налоговые каникулы на срок от 3 до 5 лет( 50% от налогооблагаемой прибыли ) при обеспечении инвестирования высвобожденных средств в добычу нефти и газа из месторождений содержащих ТРИЗ. Сократить сроки амортизации оборудования в целом до 10 лет. Применить в расчетах срока действия льгот по НДПИ (достижение степени выработки 1 %).