Печать

Аборигены начинают войну с «Сургутнефтегазом»

Коренные народы ХМАО отказываются пускать на свою землю крупнейшую нефтяную компанию.
Добыча углеводородов в Югре под угрозой: аборигены больше не хотят видеть на своей земле «Сургутнефтегаз», вызывают «Гринпис» и готовы судиться. Конфликт налицо: ханты заявляют о подкупе свидетелей экологических преступлений и пьяных ревизорах-чиновниках, а окружное правительство заняло позицию нефтяников. Арбитром придется стать главе региона, иначе сложно избежать разбирательств на международном уровне.


Причиной серьезного конфликта между нефтяниками и аборигенами стала, казалось бы, формальность. «Сургутнефтегаз» планирует построить в Сургутском районе несколько новых кустов на Федоровском месторождении, а также подвести к ним коммуникации и дороги. Проблема в том, что эта территория входит в родовые угодья сразу нескольких семей ханты. Как правило, за пользование землей аборигены получают компенсации — на семью обычно выходит порядка 1,5 млн рублей. Чтобы оформить согласие, им нужно лишь подписать схему размещения объектов. Однако в этот раз стандартная процедура обернулась ожесточенным противостоянием.

 

Рената Сопочина отказывается подписывать документы, которые ей вручают представители нефтяного гиганта. Женщина требует предоставить ей дополнительные бумаги, поскольку на схемах, которые показывают нефтяники, нет всей необходимой информации, считают аборигены.

«Она неоднократно предлагала представить ей документы, которые ей необходимы, чтоб подсчитать ущерб, а также уточнить и изложить свои претензии. Но ее просто игнорировали. Нефтяники считают, что коренные жители не должны знать эту информацию. А представителям коренных народов недостаточно той компенсации, которая выплачивается сегодня. Но никаких расчетов о размере компенсации им не представили», — комментирует Галина Оболенская, официальный представитель Ренаты Сопочиной.

Совещание нефтяников с КМНС. СургутВиктор Пискарев, похоже, считает аборигенов обычными нахлебниками и вымогателями
Фото: Александр Кулаковский
В «Сургутнефтегазе» уверены, что размер компенсации более чем обоснован, а все действия компании — в рамках закона. Более того, нефтяники открыто заявляют, что не собираются «кормить аборигенов».

«Позиция „Сургутнефтегаза“ всегда была непопулярна в округе. Мы старались строить политику исходя из того, что мы не должны полностью одевать и кормить всех проживающих. Мы говорим о сохранении традиционного образа жизни, который подразумевает традиционное природопользование и возможность самообеспечения в любой ситуации — уйдем мы или останемся», — рассказал начальник управления по землепользованию ОАО «Сургутнефтегаз» Виктор Пискарев.

У представителей коренных народов другое мнение: из-за деятельности нефтяных компаний исчезают рыба, ягоды, грибы. К тому же несколько лет назад бушевали лесные пожары, а сейчас леса затопило в результате паводка, превратившего угодья в сплошные болота. Более того, ситуацию осложняют и разливы нефти, за которые, по словам аборигенов, нефтяники не платят. А чтобы не выносить сор из избы — подкупают бензином свидетелей из числа коренных народов.

Совещание нефтяников с КМНС. СургутНефтяники не собираются пересматривать размер компенсации — округ поддерживает добывающие компании
Фото: Александр Кулаковский
«Нефтеразливы были, в том числе на наших угодьях. А нефтяники отдают бочки бензина тем, кто успел сфотографировать, а не нам даже. Да и жаловаться — без толку, никто ничего не сделает», — считает коренной житель Семен Сопочин.

В этом конфликте разбиралась специальная комиссия при окружном департаменте природных ресурсов и несырьевого сектора экономики. Чиновники считают все претензии аборигенов надуманными. Более того, обвиняют представителей КМНС в подлоге. Например, говорят, что Рената Сопочина ввела их в заблуждение, выдав за свою избушку жилище другого человека, а своего жилья в лесу у нее якобы нет. Иными словами, никакой хозяйственной деятельности женщина и вовсе не ведет, а значит, просто вымогает деньги у нефтяной компании.

Сами же аборигены рассказывают, что чиновники, которые приезжали обследовать эту самую избушку, просто перепутали координаты. А все из-за того, что были не совсем трезвы. Впрочем, на мнение представителей правительства Югры это уже не повлияло. После обсуждения члены комиссии вынесли единогласное решение: схему размещения объектов «Сургутнефтегаза» хантам необходимо согласовать.


Но представители коренных народов отступать не собираются. После решения комиссии должно быть принято соответствующее постановление — его аборигены планируют обжаловать в суде. С просьбой о помощи Рената Сопочина обратилась и к врио губернатора ХМАО Наталье Комаровой.

«Нас постоянно запугивают, что, если мы будем выдвигать свои предложения, с нами не будут заключать совсем соглашения. Но мы не имеем уже доходов ни от ягод, ни от рыбалки, так как практически ничего уже нет в лесу. Мы полностью зависим сейчас от недропользователей. Просьба рассмотреть обращение и защитить нас от притеснений ОАО „Сургутнефтегаз“», — написано в письме к врио губернатора Югры.

Отметим, отношения «Сургутнефтегаза» с коренными народами Севера сейчас накалены до предела. С подачи нефтяников возбуждено уголовное дело в отношении хранителя священного озера Имлор Сергея Кечимова. Его обвиняют в угрозах убийством сотрудникам компании Богданова. Аборигены уверяют, что возле священного места нашли залежи нефти, которые шаман никогда не разрешил бы разрабатывать, чтобы не потревожить покой предков — именно это стало причиной судебного преследования Кечимова.

По информации агентства, уже на этой неделе в Югру приедут представители организации «Гринпис», которые будут разбираться в истории с шаманом-уголовником. Возможно, «зеленым» активистам придется вмешаться и в отношения компании Богданова с другими аборигенами.

Источник Ура.ру