Недропользование: итоги 2009-2014г и перспективы развития
С.Е. Донской, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Выступление на заседании Государственной думы РФ 21 января 2015 года в рамках «правительственного часа».
Целью работы Министерства является обеспечение рационального природопользования, исключающего истощение природных ресурсов и ухудшение окружающей среды.
Принятые ранее документы стратегического планирования, в том числе Госпрограмма по воспроизводству и использованию природных ресурсов, позволили в последние годы значительно нарастить объем инвестиций в геологоразведку, в целом, до 346 млрд рублей в год.
Объем государственного финансирования в 2014 году составил около 36 млрд рублей. При этом всего за 2 года реализации Госпрограммы (13-14 годы) бюджет уже получил около 250 млрд рублей дохода только разовых платежей, обеспечен ежегодный прирост разведанных запасов нефти, конденсата и природного газа, превышающий объем их добычи.
Более того, сегодня мы можем констатировать, что прирост запасов нефти сопоставим с аналогичными показателями конца 80-х.
Рост государственных и частных инвестиций в отрасль привел к открытию в России за последние 6 лет более 290 месторождений углеводородного сырья, в том числе и крупных месторождений, как нефти, так и газа.
Аналогично углеводородам в последние годы достигнуто воспроизводство по ключевым видам твердых полезных ископаемых, за этот период было разведано более 320 месторождений.
Вместе с тем, в настоящее время геологическая отрасль сталкивается с рядом объективных, фундаментальных проблем: ухудшение качества и усложнение МСБ, низкий кадровый потенциал отрасли, отсутствие современных отечественных технологий разработки, а также с целым рядом временных негативных трендов, которые уже в этом году отрицательно скажутся на объемах ГРР в целом.
Речь идет о:
снижении в 2015 году бюджетного финансирования геологоразведки,
санкциях и в целом сложной внешнеполитической обстановке, неблагоприятной конъюнктуре на рынке сырья.
Для преодоления этих проблем Министерство определило три направления решений.
Первое направление - это обеспечение прироста запасов и поддержание уровня добычи ПИ в обустроенных регионах.
И здесь мы создаем режим благоприятствования для недропользователей через снижение административной нагрузки и использование экономических инструментов стимулирования геологоразведки.
Так в прошлом году, при поддержке депутатов, из Градостроительного кодекса исключена экспертиза буровых скважин, обеспечена возможность изъятия земельных участков для недропользования, установлен порядок исправления технических ошибок.
Осуществляется работа по налоговому стимулированию недропользователей. Для компаний- недропользователей существует возможность установления рассрочки разового платежа, прорабатывается режим налога на дополнительный доход.
Мощным стимулом повышения инвестиционного климата станет предстоящая актуализация лицензий.
Эти меры должны поддержать объемы геологоразведки в традиционных районах.
Второе направление – организация геологического изучения в новых районах.
Для этого мы оптимизировали структуру Госпрограммы, сконцентрировав федеральные средства на проведение работ в 5 перспективных зонах.
По нашим оценкам, мы здесь можем прирастить порядка 2 млрд тонн условного топлива.
Помимо сосредоточения усилий государства мы делаем все, чтобы и сюда пришел бизнес. С этой целью в прошлом году мы ввели заявительный принцип на участки для геологического изучения недр.
Одновременно мы принимаем меры экономического стимулирования геологоразведки. В целом, согласован с Минфином и Минэкономразвития порядок вычета затрат на ГРР из налога на прибыль с применением повышающего коэффициента.
Третье направление - развитие минерально-сырьевой базы нетрадиционных и трудноизвлекаемых полезных ископаемых
Здесь мы планируем меры налогового стимулирования компаний, отработку и внедрения на принципах ГЧП новых технологий на опытных полигонах.
Разработана и проходит апробацию модель «технологических юниоров», которая предусматривает упрощенный порядок недропользования для независимых инновационных компаний.
В рамках пяти перспективных зон особое место занимает континентальный шельф. Всего выдано 145 лицензий на шельфовые участки. В 15-20 годах, не смотря на объективные сложности, здесь планируются значительные объемы работ.
Особо следует отметить успех по установлению права России на анклав более 50 тысяч кв. км в Охотском море.
Теперь перейду к характеристике лесного хозяйства.
Показатели работы лесного хозяйства в 2014 году представлены на слайде.
В прошлом году фактические поступления в бюджетную систему от использования лесов составили 110 % от установленного плана, и достигли более 24 млрд рублей.
По предварительной оценке, объем заготовки древесины по итогам 2014 года составит 196 миллионов кубических метров, что превышает показатели 2013 года.
В 35 субъектах Российской Федерации осуществляется реализация 121 приоритетного инвестиционного проекта с общим объемом привлеченных инвестиций порядка 380 млрд руб. и объемом потребляемой древесины более 80 млн куб. метров.
Но при этом следует отметить, что в текущем году положительная динамика по лесоустройству может измениться в связи с сокращением бюджетного финансирования.
Вместе с тем, в рамках выделенных объемов бюджетного финансирования нам удается наращивать численность лесной охраны. За 5 лет число лесных инспекторов увеличилось на треть (около 20 тыс человек).
За отчетный период при поддержке депутатов Государственной Думы принято 4 федеральных закона, а также акты в их реализацию.
Так, принят закон, направленный на предотвращение незаконного оборота древесины. Запущена Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней.
Предоставлена возможность регионам осуществлять мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов специализированными учреждениями.
Также в 2014 году принят закон, предусматривающий утверждение Правительством типовых форм договоров аренды лесных участков.
Введена уголовная ответственность за оборот нелегальной древесины.
Однако остаются актуальными вопросы повышения инвестиционной привлекательности лесного комплекса, увеличение объемов использования лесных ресурсов и снижения административной нагрузки на предприятия лесного сектора экономики.
Для решения этих задач в текущем году Министерством подготовлен и планируется к внесению в Государственную Думу целый ряд законопроектов, и мы надеемся на содействие депутатов Государственной Думы в их оперативном рассмотрении и принятии.
Лес – это также среда обитания охотничьих ресурсов.
Ключевым показателем состояния охотничьего хозяйства является численность охотничьих животных.
Динамика численности охотничьих ресурсов в 2014 году представлена на слайде.
В целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов в предыдущий период федеральным законом расширены права охотпользователей по охране животных в рамках производственного охотничьего контроля. Это уже позволило привлечь дополнительно к охране охотничьих ресурсов 588 охотинспекторов, а в будущем - позволит дополнительно привлечь более 30 тыс егерей охотпользователей.
Одновременно усилены меры административной ответственности за нарушение Правил охоты в виде лишения нарушителей права осуществлять охоту.
В 2014 году ключевым результатом работы стало утверждение Стратегии развития охотничьего хозяйства.
В 2015 году работа будет сосредоточена на снижении административных барьеров для всех участников правоотношений в этой сфере. А здесь их осталось еще много. В частности – введение возможности продления охотхозяйственных соглашений добросовестным охотпользователям, урегулирование порядка внесения изменений в охотхозяйственные соглашения и многое другое.
Перейду к вопросам сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
Существующая в России система особо охраняемых природных территорий (ООПТ), включает около 12 тысяч резерватов, из них 218 - федеральных.
В 2014 году мы продолжили развитие заповедной системы – создано 2 новых ООПТ, таким образом, площадь федеральных ООПТ увеличилась почти на полмиллиона гектаров.
На прошлогоднем 6 Всемирном конгрессе ООПТ российская система развития особо охраняемых природных территорий признана одной из лучших.
В 2014 году внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях, восстанавливающие права должностных лиц, осуществляющих государственный надзор на ООПТ, в этом году будет принят нормативный правовой акт, утверждающий порядок создания охранных зон ООПТ, установления их границ и определения режима охраны.
В истекшем году значительное внимание уделялось и вопросам сохранения редких и исчезающих видов животных и растений.
Так, например, мы имеем все основания говорить об успехе Программы по восстановлению на Кавказе популяции переднеазиатского леопарда. Уже второй год подряд появляется на свет потомство – по 4 детеныша в год.
Зимой этого года, в рамках реализации Стратегии сохранения амурского тигра под эгидой Министерства осуществляется комплекс мероприятий по проведению сплошного учета численности тигра на Дальнем Востоке
В 2014 году был принят ряд важных программных документов, нацеленных на сохранение биологического разнообразия.
Правительством утверждена Стратегия сохранения редких видов животных.
А Министерством утверждены:
Стратегия сохранения снежного барса и Программа реинтродукции дальневосточного леопарда в Приморском крае.
Также важнейшим шагом, направленным на сохранение редких видов, является: установление законом исключительно уголовной ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных объектов животного мира.
При этом отмечу и ключевые проблемы: это недостаточный уровень бюджетного финансирования, несовершенство правового регулирования в данной сфере.
Учитывая это, нашими важнейшими задачами на 2015 год являются: продолжение работы по расширению географической сети федеральных ООПТ, совершенствование нормативно-правовой базы и методической базы в сфере функционирования ООПТ, подготовка и реализация специальных проектов по сохранению редких видов животных
Теперь о состоянии водной отрасли.
Основной стратегический инструмент в сфере использования и охраны водных ресурсов – Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации».
Результаты ее реализации вы видите на слайде. В основном ключевые показатели достигнуты.
Однако следует отметить, что в принятом законе о бюджете на очередной 2015 год и последующий период общий объем сокращения финансирования Программы из федерального бюджета (в 2015-2016 годах) составляет 44 млрд. рублей – это около 60%.
Сокращение субсидий на капитальное строительство объектов водохозяйственного комплекса в субъектах составит 21 млрд. рублей – это около 80% от запланированного.
Кроме того, в последние годы возросло число чрезвычайных ситуаций, связанных с затоплением и подтоплением территорий.
В этих условиях основное внимание в 2015 году предстоит уделить оптимизации выполняемых мероприятий.
Значительная работа проведена Министерством в части совершенствования нормативной правовой базы в сфере использования и охраны водных объектов.
В этом году мы планируем принять проект постановления «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».
Ставки будут увеличиваться по 25 % ежегодно в течение 4 лет.
Для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов принят целый ряд поправок в законодательство. Они расширяют требования к осуществлению хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и на прибрежных защитных полосах. Ужесточена административная ответственность за нарушения требований в сфере охраны окружающей среды и природопользования в этих зонах.
Кроме того, законодательно установлен статус паводкоопасных территорий. Здесь ограничена градостроительная деятельность.
Хочу остановиться на отдельных мероприятиях.
В рамках реализации мер по снижению последствий крупномасштабного наводнения на территории ДФО планируется обеспечение противопаводковыми сооружениями свыше 40 поселений в 6 субъектах с общей численностью защищаемого населения свыше 120 тыс человек.
Начато софинансирование мероприятий по проведению дноуглубительных работ и строительству объектов инженерной защиты от негативного воздействия вод в регионах, пострадавших от наводнения, в объеме 1 млрд 115 млн рублей.
Выделены средства в размере 567 млн рублей на разработку проектно-сметной документации для строительства в последующих годах других объектов инженерной защиты.
В рамках Комплексной системы мер по снижению рисков наводнений на территории ДФО в 2015 году общий объем финансирования указанных мероприятий составит порядка 2 млрд руб.
Не могу не затронуть вопрос водоснабжения Крыма. В сентябре минувшего года совместно с другими ведомствами мы разработали и утвердили План первоочередных действий по обеспечению бесперебойного хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения Крыма.
Общий объем финансирования мероприятий Плана составляет около 2,3 млрд руб. В рамках выполнения плана в настоящий момент реализуется 69 мероприятий.
В рамках реализации программы «Охрана озера Байкал…» в минувшем году проводилось берегоукрепление, строительство производственно-лабораторных корпусов, научно-исследовательского судна. Начата реализация мероприятий по строительству объектов утилизации, переработки и размещения отходов, а также объектов коммунальной инфраструктуры.
Летом 2014 года внесены изменения в закон «Об охране озера Байкал», которые позволят повысить эффективность деятельности по охране озера и Байкальской природной территории.
На сегодняшний день актуальными остаются вопросы повышения качества воды, защиты населения от наводнений, а также обеспечения безопасности ГТС.
В 2015 году, прежде всего, мы сосредоточимся на обеспечении практической реализации уже принятых законов.
Особое внимание планируем уделить завершению разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов и правил использования водохранилищ.
Будем поддерживать мероприятия крупных водопользователей по реконструкции и строительству комплексов очистных сооружений.
Перейдем к вопросам гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды
Документом стратегического планирования в этой сфере является соответствующая Стратегия до 2020 года. Она реализуется в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды».
Как видно из слайда, отмечается позитивная динамика в части достижения показателей результативности госпрограммы.
Важное значение для изучения климатических изменений на планете, развития российской науки имеют работы, осуществляемые в Антарктике, где, несмотря на сложные условия, проводятся комплексные научные исследования.
Так, например, в рамках сезонной 60-й Экспедиции с середины декабря 2014 года возобновлено бурение скважины на станции Восток (по состоянию на 14 января глубина скважины достигла значения 3765 м). В настоящее время от забоя скважины до границы «лед-вода» осталось 4 метра льда.
Однако все наши успехи сопряжены, прежде всего, с трудом полярников, обеспечивающих выполнение задач в суровых климатических условиях, при устаревшей материально-технической базе и низком денежном довольствии.
Для материально-технического обеспечения работы наших станций, а также в вопросах повышения денежного довольствия, как полярников, так и работников заповедного и лесного хозяйства мы надеемся на содействие депутатов Государственной думы при подготовке и принятии соответствующих решений по бюджету.
Министерством определены приоритетные цели по совершенствованию нормативно-правового регулирования в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Вы видите их на слайде.
Несколько слов об экологическом сопровождении олимпийских игр и постолимпийском наследии.
Так, в Сочи благодаря реализации масштабной экологической программы, модернизации транспортной инфраструктуры, ЖКХ, энергетики и ряда других направлений, атмосферный воздух стал чище в 2 раза по сравнению с декабрем 2007 г., то есть до начала олимпийской стройки.
Теперь об одном из ключевых направлений в деятельности Министерства – об охране окружающей среды.
Характеризуя экологическое состояние в стране, также следует констатировать, что ежегодно мы теряем 4-6% ВВП от ухудшения окружающей среды, роста заболеваемости и смертности населения. При этом важно отметить низкий уровень текущих затрат на природоохранные мероприятия – не более половины процента ВВП.
Особо хотелось бы отметить, что в 2014 году, в том числе, благодаря проявленной депутатами принципиальности, было принято два ключевых закона, реформирующие экологическое законодательство.
Закон о внедрении наилучших доступных технологий и Федеральный закон, которым внесены изменения в закон «Об отходах…»
По первому закону экономические механизмы начнут работать уже с 2016 года, а к концу 2017 года мы ожидаем снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду в объеме до 15%.
Документ предусматривает поэтапное повышение платы за негативное воздействие на окружающую среду; введение системы комплексных экологических разрешений; введение института государственной экологической экспертизы в отношении крупных инфраструктурных проектов.
Это перемена, к которой Минприроды России и общественные экологические организации шли многие годы.
Таким образом, введение принципа НДТ обеспечит:
снижение объема выбросов вредных веществ от стационарных источников на единицу валового внутреннего продукта в 2,2 раза;
сокращение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2,7 раз;
улучшение экологических условий для 36 млн. россиян;