Второй Национальный нефтегазовый форум открылся выступлениями А.Дворковича и А.Новака
Более 1200 экспертов нефтегазовой отрасли станут участниками Второго Национального нефтегазового форума, который начал свою работу сегодня, 22 октября, в Москве.
Открывая мероприятие, Заместитель Председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович предложил начать форум с минуты памяти трагически погибшему в авиационной катастрофе главы компании Total Кристофа де Маржери и членов экипажа воздушного судна.
На первой пленарной сессии форума, посвященной обсуждению ресурсно-инновационного вектора развития ТЭК России, основной акцент спикеры сделали на обсуждении новых глобальных вызовов мировой энергетики, сценариев развития рынка нефти и газа, первоочередных мер, востребованных российской отраслью в ключе вступивших с августа 2014 года международных санкций.
Как отметил вице-премьер, основная задача правительства — сохранить устойчивую роль РФ на энергетических рынках. Среди мер, способствующих этому, - изменения в налоговом законодательстве. Налоговый маневр, описанный в законопроекте, внесенном в Государственную думу, по мнению А.Дворковича, позволит осуществить модернизацию и решить стратегические задачи, стоящие перед отраслью.
Говоря о ситуации с мировыми ценами на нефть, вице-премьер отметил, что она не стала для Правительства РФ неожиданностью. "Цены ведут себя зачастую непредсказуемо. Мы всегда закладывали в бюджет возможность снижения цен на нефть", - сказал А.Дворкович. Происходящее снижение цен на нефть может вызвать сокращение инвестиций в нефтегазовую отрасль. Об этом вице-премьер Аркадий Дворкович сказал на открытии Национального нефтегазового форума в Москве. "В дальнейшем может произойти обратная ситуация, когда цены вырастут до необоснованно высокого уровня", - подчеркнул вице-премьер.
Далее с докладами выступили Министр энергетики РФ А.Новак, Министр природных ресурсов и экологии РФ С.Донской. В выступлениях обоих федеральных министров в качестве одной из мер финансовой поддержки в сложившихся экономических условиях была высказана идея о поддержке отраслевых компаний из средств Фонда национального благосостояния. Вице-премьер А.Дворкович заметил, что ФБН - «не безразмерный», но вместе с тем он не исключает обращений нефтегазовых компаний и правительство рассмотрит предложения по проектам в нефтегазовом секторе.
В обсуждении геоэкономической ситуации также приняли участие Генеральный директор ОАО «Сургутнефгаз» В.Богданов, Председатель совета директоров ОАО «Газпром» В.Зубков, Генеральный директор ОАО «Зарубежнефть» С.Кудряшов, Вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Д.Федун, Президент РСПП А.Шохин.
Завершая первую сессию форума, Александр Новак отметил, что ключевая проблема заключается в ужесточении конкуренции на мировом рынке нефти и газа. В качестве первоочердных мер, востребованных российской отраслью, он назвал модернизацию и налоговые стимулы, подразумевающие существенные изменения в налоговом законодательстве.
На брифинге, который состоялся в перерыве между сессиями Форума, Александр Новак ответил на наиболее острые вопросы повестки дня.
На пленарной сессии на тему «Россия на новых сырьевых рынках: стратегия, долгосрочное планирование и прогнозирование мировой энергетики» участники обсудили новые нефтегазовые центры с крупными сырьевыми ресурсами и перспективные рынки растущего спроса АТР, которые играют одну из ключевых ролей в повестке дня. Пленарную сессию открыл Заместитель Министра энергетики РФ Алексей Текслер с докладом на тему конъюнктуры энергетического рынка и анализом ситуации с связи с падением цены на нефть.
Кроме того, участники обсудили потенциал рынка природного газа, растущий спрос на СПГ, «сланцевую революцию» и перспективы освоения арктического шельфа, вопросы операционной эффективности. Все эти факторы оказывают влияние на пересмотр энергетической стратегии России. «До 2010 года энергетика РФ была донором российской экономики, мы были в эйфории, - заявил Виталий Бушуев, генеральный директор Института энергетической стратегии. - Кризис показал, что сейчас имеет место смена приоритетов».
Говоря о перспективах газового рынка, Президент Российского газового общества Павел Завальный заметил, что «рынок будет жестким — в плане технологий и конкуренции», но у России есть конкурентные преимущества, такие как 40-летняя работа на мировом рынке, гарантии и ресурсные возможности.
«Основной вызов — глобальная конкуренция, наша задача — быть впереди», - отметил Алексей Текслер, завершая работу пленарной сессии по сырьевым рынкам.
В ходе пленарной сессии «Современная экономическая и налоговая политика национальной нефтегазовой отрасли: в поисках компромисса между фискальной и стимулирующей функцией» была поднята проблема экономической и налоговой политики национальной нефтегазовой отрасли. Представители государственной власти и представители нефтегазовых компаний обсудили налоговый маневр и дискутировали по поводу дальнейшего развития налоговой нагрузки в отношении нефтегазовой отрасли.
На современном этапе в рамках жесткой конкуренции основной задачей является эффективность и качество экономической политики, о чем нельзя говорить в рамках существующей отраслевой налоговой политики.
Заместитель Министра энергетики РФ Кирилл Молодцов заявил, что добыча нефти на сегодняшний день переживает переломный момент в связи со снижающейся добычей. На 2014 год уровень добычи составил 526-528 миллионов тонн в год. Основным регионом со снижающейся добычей явилась Западная Сибирь. Основными инструментами стимулирования и увеличения добычи, по словам К.Молодцова, могут стать вовлечение новых месторождений и поддержка общего объема добычи. Он заявил: «Стимулировать нужно новые месторождения и важно стимулировать уже разрабатываемые месторождения». Основной задачей энергетики является стимулирование отрасли и вовлечение новых запасов. На сегодняшний день лишь 18% (более 400 месторождений) стимулируются по территориальному признаку и экономической эффективности.
Заместитель Министра финансов РФ Сергей Шаталов огласил основные задачи министерства финансов:
- формирование новой налоговой политики (более 50% новаций связаны с нефтегазовым сектором)
- системные и индивидуальные решения по отношению к поиску компромисса между государством и нефтегазовым сектором.
Сейчас государство обсуждает вопросы по шельфовым месторождениям и месторождениям с трудноизвлекаемыми запасами (предоставляются льготы и скидки).
Центральной темой дня стал налоговый маневр (налог на дополнительный доход и налог на финансовый результат). Бизнес и власть разделяют мнение о том, что данное решение позволит стимулировать бизнес, но представители компаний считают, что подобный эксперимент не должен затягиваться на 15-20 лет, так как это будет тормозить развитие и увеличение добычи. Как сказал губернатор ЯНАО, Дмитрий Кобылкин: «Чем дальше тянем... тем сильнее затягиваем петлю вокруг шеи». По словам Дмитрия необходимо как можно скорее изменить существующую налоговую политику в нефтегазовой отрасли и принять наиболее конструктивные и комплексные решения.
Руководители компаний считают, что данная налоговая философия должна быть общей для всех. Также представители нефтегазового сектора, обращаясь к органам власти, утверждают, что им лучше понимать реальный доход компании и им не нужны деньги, нужны лишь разумные ставки налогов.
В добыче, по словам Президента ОАО «АНК «Башнефть» Александра Корсика, отсутствует система, так как пока доходы позволяют выплачивать НДПИ, компания осуществляет деятельность, в противном случае - отказывается от своей деятельности.
Дискуссии по поводу налоговой политики и философии между отраслью и государством сводится к тому, что необходимы принимать комплексные меры, а не «попытки наложить заплаты на систему». Данные разработки должны быть не точечными и не индивидуальными для определенных компаний, а охватывать отрасль в целом и ставить в равные условия всех игроков, включая как гигантов, так и малый бизнес.
К сожалению, налоговые ставки не способны оценить всю сложность и капиталоемкость добычи, так же невозможно подсчитать мультипликативный эффект от одного вложенного рубля в экономику.
Необходимо определиться с задачей, т. е. принятие решения с точки зрения экономики в целом, а не принятия точечных решений.
НФР и НДД вызвали бурное обсуждение среди представителей отрасли и государства. Однако, оба оппонента пришли к тому, что перемены в налоговой политики необходимы и в как можно более сжатые сроки. В период, который переживает наша страна и экономика, просто необходимо разрабатывать месторождения «с полки» и со средней себестоимостью, привлекать инвесторов и стимулировать рост добычи. На сегодняшний день отраслевая налоговая система не способствует развитию, тормозит производственную деятельность и снижает потенциал отрасли. Главной задачей для государства является активное взаимодействие с отраслью и открытый диалог для принятия комплексных и конструктивных мер в области налоговой политики.
Также в работе Форума приняли участие зарубежные компании, активно работающие на российском рынке.
«Нефтегазовый комплекс – ключевой и стратегический сектор экономики нашей страны, обладающий огромным потенциалом. От успешной реализации этого потенциала во многом зависит устойчивое развитие экономики России. Сегодня на первый план выходят вопросы модернизации предприятий отрасли, необходимость внедрения инноваций и энергосберегающих технологий, – отмечает Михаил Черкасов, директор департамента «Нефть и газ» Schneider Electric в России.
В завершении первого дня Форума Александр Новак провел встречу с ветеранами нефтегазовой отрасли, где отметил их вклад в развитие топливо-энергетического комплекса России.
Информация о Национальном нефтегазовом форуме
Национальный нефтегазовый форум – первое в современной истории России мероприятие федерального масштаба, организованное Министерством энергетики Российской Федерации совместно с ведущими предпринимательскими и отраслевыми объединениями - Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой России (ТПП РФ), Союзом нефтегазопромышленников России, Российским газовым обществом. Миссия форума - формирование всесторонней и достоверной оценки внешних и внутренних вызовов российской нефтегазовой отрасли посредством открытой дискуссии лидеров экспертного мнения, повышение качества прогнозирования и моделирования сценарных условий развития отраслей ТЭК на средне- и долгосрочную перспективу.