Печать

«У нас есть технологии и компетенции»

Но в начальной стадии. Придётся учиться

С 1 августа 2014 года вступают в силу объявленные 30 июля Бараком Обамой и официально опубликованные 31 июля Евросзом санкции в отношении России. Они подразумевают ограничение доступа к финансовому рынку для пяти российских банков, а также вводят лицензирование в экспорте технологий для нефтяной промышленности.

... В отношении нефтяной отрасли РФ, как и предполагалось, санкции запрещают продажу, поставки, передачу или экспорт технологий и оборудования, если есть основания полагать, что они будут использованы для разведки и добычи на шельфе Арктики или «сланцевой нефти».

По всей видимости, речь идет о трудноизвлекаемых запасах. В запрещенный перечень попали различные виды труб (как для нефте- и газопроводов, так и для бурения), буровое оборудование и мобильные вышки, нефтяные насосы, а также плавучие и полупогружные буровые платформы и суда обеспечения, в том числе трубоукладчики.

По мнению аналитиков, запрет на поставку труб вообще никак не повлияет на отрасль, потому что почти все они производятся в России. «Запрет на поставку бурильного оборудования более существенен, но мы можем купить его у Китая, – поясняет глава энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Григорий Выгон. – Наиболее серьезным, конечно, будет запрет на плавучие платформы и вообще оборудование для шельфа, потому что мы большую часть его не производим, и найти замену в Азии будет непросто». По его мнению, в случае ухода с российского рынка западных подрядчиков на обычных месторождениях их вполне могут заменить российские или китайские, «а на трудноизвлекаемых запасах западные компании сами толком ничего не умеют, потому что каждое такое месторождение нуждается в адаптации технологий».

«Конечно, они сильны в инжиниринге, в управлении проектами, но наши подрядчики со временем смогут бурить не хуже», – уверен Выгон.

«У нас есть технологии и компетенции, но в начальной стадии, – возражает один из правительственных чиновников. – Придется учиться».

Специалисты отмечают, что санкции не коснулись таких действительно проблемных мест, как технологии крупнотоннажного сжижения газа, оборудования для нефтепереработки и нефтехимии, катализаторов. Однако они признают, что шельфовые проекты, за счет которых Россия собиралась к 2035 году добывать около 5% от всей нефти и 10% газа, пострадают. «Фактически на ближайшие годы работа на шельфе для компаний парализована», – говорит один из нефтяников.

Экономисты, работающие около нефтянки, отмечают, что «сланцевые запасы важны, но это и сейчас венчурный проект, и еще пара лет для начала их реализации есть» (от самих нефтяников вы вряд ли услышите про «сланцевые запасы» – С.Ш.). В Минэнерго прогнозировали, что к 2035 году «сланцевая нефть составит 14–20% от общей добычи».

Краткосрочное развитие ситуации вокруг санкций ЕС, полагают экономисты, может даже парадоксальным образом улучшить макропоказатели РФ, и мы вместо ожидаемой к осени рецессии получим стагнацию. «В третьем квартале из-за растущих рисков вклад чистого экспорта в ВВП будет с большой вероятностью расти, что дополнительно повышает шансы на продолжение стагнации, а не на переход экономики РФ к рецессии к октябрю».

Сугубо нефтегазовая ориентация российского экспорта, которая так много критиковалась в течение последних 20 лет, играет в краткосрочной перспективе стабилизирующую роль: санкции и напряженность вокруг них, новая нестабильность для рубля играют на сокращение импорта темпами, заведомо опережающими темпы сокращения экспорта.

Неизбежное сокращение объема экспорта военно-промышленным комплексом будет играть на снижение ВВП России лишь с 2015 года.

Долгосрочное действие санкций заключается в ограничениях на капитальные потоки. После санкций против Сбербанка прогнозы по оттоку капитала ЦБ в $90 млрд, вероятно, увеличатся до $100–120 млрд, «что делает почти нулевыми шансы на значимый экономический рост в РФ по итогам года и все более вероятным переход экономики к рецессии в 2015 году».

Фактически без быстрой, трудоемкой и не бесплатной во всех смыслах переориентации экономики РФ на прием внешних инвестиций из КНР и стран Персидского залива Россия по совокупности введенных санкций лишена возможности привлекать существенные иностранные инвестиции. При этом резервом повышения платежеспособности РФ может быть рост внутренних налогов – в понедельник в правительстве вновь обсуждали возможность введения с 2015 года налога с продаж. Резервы РФ по повышению НДС и НДФЛ также могут быть задействованы в 2015 году для замещения внешних инвестиций госинвестициями.

Таков вердикт экономистов. Если же говорить о производственной сфере, то Россия договорилась с Ираном о заключении крупной товарно-сырьевой сделки, что позволит ослабить для обеих стран влияние западных санкций. Во вторник стороны подписали пятилетний меморандум о взаимопонимании, который предусматривает поставку в Иран российского оборудования и потребительских товаров в обмен на иранскую нефть.

Источник: Сергей Шильников, Тюменская Правда от 7 августа