Нефтяникам дали добавку
Правительство пообещало отрасли систему НДД
Вопреки позиции президента Владимира Путина, правительство не дало заглохнуть коренной реформе налогообложения нефтяной отрасли — введению налога на добавленный доход (НДД), то есть, по сути, на прибыль. Эту идею уже несколько лет активно продвигают нефтяники на фоне сопротивления Минфина. После скептического отзыва президента в начале июня на ней, казалось, можно было ставить крест. Но вчера премьер Дмитрий Медведев поручил подготовить законодательную базу для введения НДД к осени.
Вчера на заседании правительства обсуждался вопрос "воспроизводства минерально-сырьевой базы", который во многом свелся к дискуссии вокруг налогообложения нефтяников. Так, глава Минприроды Сергей Донской предложил для стимулирования геологоразведки сделать для затрат такого рода вычеты из НДПИ по аналогии с угольной отраслью, когда из налога вычитаются расходы компаний на обеспечение промышленной безопасности в шахтах. Глава Минфина Антон Силуанов заметил на это, что рассматривает любые льготы по НДПИ как прямое бюджетное финансирование отрасли — в данном случае на 65 млрд руб. в год, хотя из бюджета на геологоразведку и так ежегодно выделяется 35 млрд руб. Тем не менее Аркадий Дворкович поддержал Минприроды и, поскольку Минфин свою позицию менять не собирался, предложил решить этот вопрос "политически" — на отдельном совещании.
Но главным итогом заседания стало неожиданное возвращение на повестку дня вопроса о введении для нефтяников НДД. Нефтяники уже много лет добиваются замены текущей налоговой системы отрасли — экспортной пошлины и НДПИ — на налог, который позволит учитывать затраты на разработку месторождений. Компаниям это позволит резко расширить круг осваиваемых месторождений, включив в него то, что сейчас отложено за нерентабельностью. Но против резко возражает Минфин, который опасается серьезного снижения текущих поступлений в бюджет и ряда других сложностей. В начале июня в целесообразности введения НДД публично усомнился президент Владимир Путин, и после этого перспективы идеи казались более чем сомнительными.
Но, как показало вчерашнее заседание, лобби нефтяников возобладало. Премьер Дмитрий Медведев поручил Минэнерго подготовить необходимые для введения НДД поправки к Налоговому кодексу и список пилотных проектов к осени. Профильный вице-премьер Аркадий Дворкович постарался смягчить ситуацию, заявив, что позиция президента "в принципе не исключает возможности проведения "пилотов"", но их нужно проводить не менее десяти лет и рассматривать "как работу на будущее поколение". Однако глава Минэнерго Александр Новак еще в июне говорил о необходимости перевести всю отрасль на НДД уже с 2018 года.
Нефтяники уже стоят на низком старте. В "Газпром нефти" сообщили "Ъ", что компания предложила в качестве пилотов Вынгаяхинское и Еты-Пуровское месторождения. В Минэнерго говорят, что в списке также месторождение Шпильмана ("Сургутнефтегаз") и шесть месторождений ЛУКОЙЛа. "Минфину все равно придется смириться с тем, что доходы от нефти так или иначе будут снижаться,— говорит собеседник "Ъ" в одной из нефтекомпаний.— Если этого не произойдет из-за льгот, государство столкнется со снижением добычи".
По словам главы группы Ernst&Young по налогообложению нефтегазовой отрасли Алексея Кондрашова, опасения Минфина по поводу сложности администрирования НДД понятны, но являются "рабочими моментами". "У Минфина есть инструментарий по трансфертному ценообразованию, который позволяет решить проблему обособления финансового результата для месторождений, перешедших на НДД", — считает эксперт, добавляя, что и действующие механизмы налогообложения льготируемых проектов (в том числе по экспортной пошлине) являются достаточно сложными с точки зрения учета затрат. Он добавляет, что от перехода на НДД бюджет в конечном итоге получит больше денег, чем при действующей системе, поскольку вырастет добыча из-за ввода скважин, которые сейчас не подпадают ни под один вид налоговых льгот и потому нерентабельны. По словам эксперта, в мире в среднем налоговая нагрузка на нефтяников позволяет рентабельно осваивать месторождения с издержками на добычу выше $50 за баррель, тогда как в России — $33. Минэнерго оценивало размер запасов, которые станет экономически оправданно извлекать при переходе на НДД, в 4-5 млрд тонн нефти.
Юрий Барсуков, Петр Нетреба, Кирилл Мельников
www.kommersant.ru