Печать

Между Западом и Востоком, или где лежат инвестиции?

На прошлой неделе «ТП» рассказывала о поездке премьера Медведева во Вьетнам, а потом в Таиланд. Кроме конкретных проектов обсуждалось и возможное присоединение новых партнеров к ЕАЭС. Эта поездка Медведева – очередное доказательство того, что поворот на восток обретает новое измерение.
Эксперты говорят, что сотрудничество с Вьетнамом, экономика которого уверенно растёт, для России выгодно. Особенно в нефтегазовой сфере. У меня, правда, сомнение вызывает намерение совместно осваивать одно нефтяное месторождение. Зачем укреплять конкурента, когда нефти в мире полным-полно, да еще Иран скоро добавит? Кроме того, наши компании во Вьетнаме натолкнутся на западные санкции и сильную конкуренцию Китая и Индии. Пикантность ситуации заключается еще и в том, что Россия ищет деньги в Азии и прежде всего – в Китае, чтобы конкурировать с ним же во Вьетнаме. Власти намереваются при этом использовать и такой инструмент, как ЕАЭС. Осмыслим «спортивную» форму союза, в ряды которого

Печать

Сделайте нам как в офшоре

Вместе с деофшоризацией, которая начнётся 15 июня 2015 г., власти предлагают и «финансовую амнистию».

Россияне смогут задекларировать зарубежную недвижимость, счета в банках, ценные бумаги, доли в иностранных компаниях. И налогов с них брать не будут. Обещают даже, что доступ к полученным сведениям не получат силовые структуры. Я бы не советовал всему этому верить. Да, налогов на ранее заработанное, может, и не начислят. Но, если гражданин не заплатит за использование активов (например, сдачу в аренду квартиры или дома за границей), это может иметь материальные и уголовные последствия. К тому же под видом борьбы с отмыванием средств правоохранители получат доступ к любой конфиденциальной информации - со всеми вытекающими.

Что мы будем иметь в результате этих нововведений? Более половины из 100 крупнейших публичных корпораций более чем на треть принадлежат иностранным компаниям. Заметная часть российских бизнесменов сменит если не гражданство, то место жительства. Перевести активы за границу могут компании, в совокупности обеспечивающие до 12-15% российского ВВП. Страна потеряет налоги, которые они платят, не получив взамен новых. В России останутся только те, кто богатеет за счёт бюджетных денег. То есть за вольготную жизнь государственных олигархов придётся расплачиваться рядовым россиянам.

Выход, на мой взгляд, один - снижение налогов в самой России. В 2014 г. общая сумма собираемых в бюджеты всех уровней налогов (налоговая нагрузка на экономику) составила у нас 34,85% ВВП, тогда как в Китае - 22,26% ВВП. Но мы не Китай, мы - страна, экспортирующая ресурсы. В 2013 г. сумма поступлений от экспорта нефти и газа в РФ - 19% ВВП, а в ОАЭ - 39%, в Саудовской Аравии - 51%. Замечу: налоговая нагрузка в тех же Эмиратах достигает всего 4,8% ВВП, в Саудовской Аравии - 3,7%! Следуя пропорции, в России она не должна превышать 10-15% ВВП.

Государство в нашем случае должно жить, опираясь на доходы от нефти, газа и производства вооружений, в то время как частный сектор мог бы 10-20 лет развиваться практически как в офшоре. Обеспечивать рост зарплат, наполнение пенсионных фондов, инвестировать в страну, а не за рубеж - глядишь, тогда в будущем не потребовались бы «антиофшорные» законы…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Автор: Владислав Иноземцев, Аиф №15  

Печать

Экономика развивающихся стран вырастет на 4%, в России — упадет на 4%

Цены на нефть близки ко «дну», за которым возможен лишь небольшой подъем, считают большинство экспертов. В странах — импортерах нефти это создает условия для быстрого развития экономики, для экспортеров углеводородов наступают сложные времена. России экономисты обещают падение инвестиций, снижение потребительского спроса и сокращение экономики примерно на 4%.

Цена на нефть вряд ли останется долго на уровне 40 долл. за баррель, полагает президент Сбербанка Герман Греф. «Может ли цена на нефть продержаться в течение года низкой? Я думаю, что может. Но я не верю в то, что она останется на уровне 40 долл. или ниже, а на уровне 60—70 долл. она может находиться в течение нескольких лет», — заявил Г. Греф в своем выступлении на Гайдаровском форуме, который прошел в РАНХиГС на этой неделе.

Печать

Владимир Борисов: При ставке ЦБ 17% факторинг, лизинг и кредиты стали "неподъемными" для нефтегазосервиса

Банкиры и депутаты Госдумы обратились к Центробанку с просьбой о снижении ключевой ставки до предкризисного уровня, а именно с 17% до 10,5% годовых. Свои предложения банковское сообщество изложило в письме председателю ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной. О том, как повышение ключевой ставки ЦБ отразится на развитии частных предприятий, Агентству нефтегазовой информации рассказал президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов. 


- Владимир Александрович, в своем письме Набиуллиной банковское сообщество говорит о том, что длительное удержание процентной ставки ЦБ на уровне 17% вызовет волну банкротств не только кредитных организаций, но и целого ряда предприятий и компаний. К каким последствиям для предприятий, по вашему мнению, может привести удержание высокой ставки?

- Повышение ключевой ставки призвано сбить панику на валютном рынке. Такая мера снизила способность банков покупать в большом количестве валюту на рынке и задержала ее рост по отношению к рублю. Однако у этого решения ЦБ, действительно, есть ряд отрицательных последствий для малых и средних предприятий. До 17 декабря 2014 года вся финансовая деятельность предприятий была выстроена и отлажена на бесперебойную работу с кредитными учреждениями. Мы активно пользовались такими финансовыми инструментами как факторинг, кредитные линии и лизинг. Такую проблему оборотных средств, как расчет заказчиков за выполнение работы через 60-90 дней после подписания акта, мы решали через факторинг (продажу дебиторской задолженности). Последняя эффективная ставка, под которую предприятие получало денежные средства, равнялась 20% годовых. После решения ЦБ РФ, банк повысил ее до 38%. Такая цена заемных средств не вписывается в рентабельность ни одного нефтегазосервисного предприятия. Нам пришлось отказаться от факторинга, а значит, полностью не разрешена проблема оплаты кредиторской задолженности. 

Печать

Дешевая нефть играет против правил

Сжатие бюджета России приведет к пересмотру принципа определения его расходов
Сохранение в 2015 году нефтяных цен на уровне $50 за баррель лишит федеральный бюджет пятой части его доходов — 3 трлн из 15 трлн руб., сообщил на Гайдаровском форуме глава Минфина Антон Силуанов. Ведомство рассчитывает удержать дефицит бюджета-2015 в пределах 2-3% за счет урезания уже утвержденных расходов и использования денег Резервного фонда. Поскольку в 2016 году эти два источника могут быть большей частью исчерпаны, при верстке бюджета-2016 Минфин хочет предложить Белому дому ужесточить бюджетное правило и заняться пересмотром самой структуры расходов госказны.