Печать

Нефтесервис не дорос до ВТО

Российские компании не готовы к конкуренции с зарубежными

Российский рынок нефтесервисных услуг оценивается сегодня в 20 - 25 млрд долл. и имеет потенциал значительного роста, таковы данные последнего исследования компании "Технологии роста". Производители нефтегазового оборудования способны оказывать больший перечень качественных услуг нефтегазовым компаниям, однако услуги не востребованы.

Сегодня большинство нефтегазовых предприятий заключают договоры по низким ценам, как правило, с компаниями, имеющими низкий уровень инженерного обеспечения. Кроме того, индекс роста стоимости услуг остается ниже уровня инфляции. Рентабельность нефтесервисных компаний значительно ниже рентабельности заказчика, что в итоге снижает уровень инжиниринга, а отсутствие практики долгосрочных контрактов не позволяет российским сервисным компаниям вести инвестиционную политику.

"Сегодня почти все предприятия капитального ремонта скважин находятся на грани убыточности, - сокрушается вице-президент компании "РУ-Энерджи Групп" Тагирзян Гильманов. - Кроме того, заказчики привыкли работать с нефтесервисными компаниями не как партнеры, а как хозяева положения, исходя из прин ципа "заказчик всегда прав", а это ведет к медленному угасанию отечественного нефтесервиса".

Многие нефтесервисные компании недовольны механизмом проведения различных тендеров и условиями договоров, которые заключаются по итогам тендеров. Это и отсутствие аванса на выполнение работ, и большие сроки выплаты средств за выполненную работу. По словам игроков рынка, такое положение ведет к деградации отечественного нефтесервиса.

"Обязательным условием для прохождения предварительного квалификационного отбора в тендере является согласие участника на стандартные условия договора, и если я не согласен хотя бы с одним пунктом или у меня есть по нему замечание, то я не допускаюсь до квалификации, - возмущается Тагирзян Гильманов. - Я должен письменно подтвердить, что я заведомо соглашаюсь на какие-то непонятные стандартные условия этого договора. И так с нами разговаривает не какая-то мелкая компания, а крупная известная корпорация".

Есть и другие проблемы. Когда заказчик недоволен оборудованием, с которым к нему приходит нефтесервисная компания, последняя идет ему навстречу. "Нас просят технически перевооружиться, и когда мы делаем это, инвестиционная составляющая не предусматривается, цена, естественно, возрастает и заказчик недоволен, - рассказывает Тагирзян Гильманов. - Он готов расторгнуть договор, потому что для него важна самая низкая цена, а ее могут предложить компании, которые платят "серую" зарплату, которые собрали списанное оборудование, чтобы за два-три года сорвать куш и разойтись".
Уже сейчас более 65% объема нефтесервисных работ выполняют зарубежные компании

По мнению экспертов, с фактическим членством России в ВТО ситуация приобретает еще более острый характер. Отмена многих барьеров позволит иностранным участникам более активно выходить на российский рынок, что сократит возможности отечественных компаний. Игроки рынка опасаются, что такая ситуация может подорвать и так шаткое положение нефтесервисных компаний и даже способно ухудшить социальную обстановку в тех регионах, где значительная часть рабочих мест связана с машиностроением и нефтесервисом.

"Уже сейчас более 65% объема нефтесервисных работ выполняют зарубежные компании, - говорит глава Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов. - За последние 10 лет доля западных компаний на нефтесервисном рынке увеличилась в 6 раз, а российских компаний упала в 2,5 раза".

Изменить положение дел способна лишь господ держка, направленная на нефтесервисные компании. Среди государств - членов ВТО есть положительные примеры такого опыта. Так, в Норвегии благодаря защитным мерам свыше 70% работ на шельфе выполняют местные компании, а в Китае нефтесервисные работы почти на 100% выполняют аборигены.

По мнению игроков рынка, защита отечественного производителя специальной техники и оборудования для нефтесервиса должна быть предусмотрена законодательством. Кроме того, нужно ужесточить со стороны государства контроль за выполнением договорных обязательств. "Во всем мире нефтесервисные компании являются локомотивом отрасли ТЭК, но для того, чтобы "завести" наш локомотив, нужны специальные меры, - отмечает Владимир Борисов. - Это и налоговые льготы, и развитие лизинга, и специальное кредитование".

Необходимо уменьшить рост влияния иностранных компаний на нефтесервисном рынке, активизировать сектор обрабатывающей промышленности, ориентированный на нефтесервис, модернизировать производство и решить вопрос импортозамещения. "Ситуация с нефтесервисными компаниями сложная, но не критичная, - уверен замглавы "Сибирской сервисной компании" Алексей Канашук. - Если государство хочет, то оно может помочь: хотя бы сократить сроки выплат по итогам проведенных работ с 60 дней до 20 - 30".

"Российская Бизнес-газета" №857 (28)