Печать

Зарубежный опыт. Как сингапурский доллар стал одной из главных валют мира

Сингапурские специалисты советуют России продавать газ за рубли, жёстко поддерживать курс и открыть банки для вкладчиков из-за границы. Именно такие меры и помогли сингапурскому «баксу» стать одной из главных валют всего мира.

 Моя попытка сплавить российские деньги в уличных обменниках Сингапура оказалась тщетной. Менялы удивлялись неведомым банкнотам, крутили их перед глазами, звонили по телефону и даже фотографировали. Наконец, делец в центре города сказал - он поменяет 100 рублей на сувенир себе лично, но большей суммой рисковать не готов. В банковском отделении дела обстояли чуточку лучше. Клерки тщательно рассмотрели пятитысячную банкноту и, посовещавшись, объявили: они произведут обмен из расчёта 33 рубля за 1 сингапурский доллар, хотя официальный курс составляет 28. Естественно, я отказался. «К нам рубли совсем не приносят, - оправдывался один из менял. - И я сам не понимаю, почему ваша валюта малоизвестна в Азии. Ведь рубль обеспечен газом, нефтью, сталью, лесом, и ваши золотовалютные запасы в два раза превышают сингапурские». Зато вот доллар далёкого Сингапура в банках России меняют за милую душу. Каким образом валюте города-государства в Юго-Восточной Азии удалось стать значительнее российского рубля?

«Только за наши «баксы»

- Свою денежную единицу в Сингапуре ввели в 1967 г., - рассказывает финансист Сэмюэл Синь. - Поначалу эти деньги не брали даже в соседних Малайзии и Индонезии, презрительно называя салфеткой. Однако уже через 20 лет «сингобакс» набрал вес, став весьма лакомым кусочком для валютчиков. Почему? Очень просто. Сингапур открыл ворота для инвестиций с весьма привлекательными условиями: сейчас иностранцу-бизнесмену, дабы зарегистрировать фирму, нужно потратить в Интернете 10 минут на отсылку документов и 6 дней ждать решения. Но это лишь часть успеха. От торговых партнёров, покупающих товары острова, Сингапур требовал платить только своей национальной валютой: позже эту систему перенял Китай. Россия же продаёт нефть и газ сугубо за доллары, рубль в Евросоюзе и Америке не считают за деньги. Получается, вы сами не цените вашу валюту. А ведь рубль мог бы конкурировать с долларом США: американский бакс является ничем не обеспеченной бумажкой.

Помимо инвестиций и грамотной торговой политики третий «слон», на спине которого покоится устойчивость «сингобакса», - местная банковская система. Нашим банкам не верят сами россияне, чего уж говорить об иностранцах. Немудрено! Страховое возмещение вкладов (на случай, если у банка отзовут лицензию или он элементарно разорится) в России - 700 тыс. руб., а в Сингапуре - в два раза больше. Причём хитроумные сингапурские правители лишь на днях (с 6 мая 2014 г.) официально отказались от сохранения тайны вкладов и обязали банки предоставлять данные о счетах клиентов по запросу Интерпола.

«Валюте должны доверять»

Раньше (как и в Швейцарии) тайна банковских вкладов являлась стержнем островной экономики, и банки Сингапура пухли от сотен миллиардов долларов, принадлежащих клиентам из США, Канады, Австралии, а затем и Китая, кои пытались уйти от налогов. Этот факт также позволил местному «баксу» значительно укрепиться. Теперь, сказочно разбогатев, Сингапур позволяет себе вести финансовые дела прозрачно, жёсткими законами фильтруя заграничных вкладчиков, - у него уже вполне достаточно денег.

- В прежние времена город-государство сурово контролировал курс своей валюты - так, как это сейчас делает Китай, - объясняет финансовый консультант Кришна Суманупта. - С 1985 г. за «сингобаксом» наблюдало Валютное управление Сингапура, обеспечивая плавающий курс, без резких взлётов и падений. Чиновники-финансисты строго ограничивали уровень инфляции и старались, чтобы импорт никогда не превышал экспорт. Это обеспечивало доверие к сингапурскому доллару со стороны населения: люди держали деньги в банках в местных «баксах», а не дёргались от страха, думая, что завтра останутся без сбережений. Ваша валюта весной на ровном месте упала с 32 до 37 рублей за доллар. В Сингапуре власти бы сразу вмешались - это ущерб для финансового имиджа страны. Ослабление денежной единицы должно быть оправдано.

Судороги «целкового»

В то же время совсем недавно Сингапур показал - чудес не бывает. В кризисном 2008 г. «сингобакс» рухнул, как и родимый рубль: обесценившись на 25 процентов по отношению к «старшему брату» - доллару США. Премьер-министр выступил с обращением к народу и сказал: «Сейчас такое время. Всем плохо. Прошу вас, не забирайте вклады, мы всё вернём на прежнее место». Удивительно для нас - люди поверили, возможно, потому что власть их никогда не обманывала. В результате «сингобакс» действительно вернулся на прежний уровень: представляете, у нас бы сейчас доллар стоил 23 рубля, как в июле 2008-го? «России нужно немедленно снизить зависимость от денег США, - считают сингапурские экономисты. - Следует продвигать за границу российские товары, пусть и со скидкой - с условием оплаты в рублях. Иначе вас так и будет трясти при малейших проблемах с американской экономикой».

В условиях разлада с Западом опыт Сингапура интересен вдвойне. Возможно, и нам бы стоило организовать финансовые центры, куда зарубежные вкладчики смогут переводить деньги на условиях сохранения банковской тайны. Если такими методами долгие годы зарабатывали цивилизованные страны, нам-то чего стыдиться? Мы много говорим про влияние доллара, но и пальцем не пошевелили для популярности «целкового» за границей. Бесконечные потрясения, падения и судороги рубля, в то время как в правительстве складывают руки и смотрят в потолок, доверию к национальным деньгам как-то не способствуют. Между тем Сингапур показал, как сделать «салфетку» конвертируемой валютой. Китай давно воспользовался сингапурским опытом. Хорошо бы и нам к нему присмотреться.

Источник: АиФ, №23