Печать

Владимир Борисов: В условиях дефицита средств на помощь нефтегазосервисным предприятиям должен прийти лизинг

Тюмень. Сегодня для нефтегазосервисных предприятий весьма актуальным является приобретение новых технологий. Однако стоимость высокотехнологичного оборудования зачастую является непосильной. Существующие формы кредитования и лизинга тоже не облегчают положение нефтесервисников. Как обеспечить доступ нефтегазосервисных предприятий к новым технологиям и оборудованию, какие меры нужно принять для развития адекватного лизинга в России? Свою точку зрения об этом Агентству нефтегазовой информации высказал президент Тюменской Ассоциации Нефтегазосервисных Компаний Владимир Борисов.

- В России накоплен огромный опыт разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений и этот опыт сам по себе является уникальным. Но вместе с тем на Западе имеются новые технологии, позволяющие более точно проводить некоторые исследования, повышать коэффициент нефтеотдачи. На сегодня коэффициент извлечения нефти в России на 30% ниже, чем зарубежом, а иногда даже в 2 раза. Для достижения достаточного уровня КИН российским компаниям нужно либо проработать лет 20, накопить деньги, затем купить у какой-нибудь западной компании необходимую технологию, либо сегодня активно поднимать вопросы о лизинге. В США не менее 70% нефтегазовых компаний приобретают оборудование в лизинг, в Европе 60%. В России же эта схема совершенно не работает. Обращаясь к российскому лизингу, предприятие сталкивается с целым рядом проблем. Во-первых, это непосильные первоначальные взносы - 30-35%. Во-вторых, поскольку учредители лизинговой компании сами пользуются банковскими услугами, то кредитуют под высокие проценты. И третье – российский лизинг дается на 3, максимум 5 лет. Плюс на это еще накладываются таможенные пошлины. Таким образом, нефтесервисные предприятия оказываются в очень сложном положении.

Лизинг – это важнейшая составляющая для развития бизнеса. Здесь, конечно, важна и роль государства в законодательном регулировании лизинга. Но, в первую очередь, это нужно бизнесу и он сам должен предпринимать усилия для создания лизинговых компаний. Мы - те, кто работает в нефтегазосервисе, должны востребовать эту услугу.
С этой целью я призываю всех заинтересованных лиц высказать свое мнение: на каких условиях, по каким направлениям должны предоставлять услуги лизинговые компании. И уже с полученными критериями, обратиться к представителям лизинга и выяснить их намерения и готовность к сотрудничеству.
Развитие лизинга в России позволит не только внедрять зарубежное высокотехнологичное оборудование, но и представлять свое для работы в странах Ближнего Зарубежья - Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, и даже Дальнего - Ирана, Ирака и других.
На мой взгляд, учредителями лизинговых компаний могли бы выступать сами нефтяные компании. Почему бы ТНК-ВР, или ЛУКОЙЛу не создать лизинговую компанию на льготных условиях, с процентной ставкой, к примеру, 3% годовых, на закупку того оборудования, тех технологий, которые нужны именно этим компаниям для увеличения КИН.
Любая уважающая себя лизинговая компания будет стремиться к налаживанию стабильных отношений с поставщиком, что, в свою очередь, предоставляет лизинговой компании значительные преимущества (в итоге эти преимущества достанутся конечному лизингополучателю). Это и предоставление коммерческого кредита и обязательства обратного выкупа поставленного объекта или его продажи на вторичном рынке, скидки, сервисное обслуживание и т.д.
В политике многих региональных властей (Правительства Тюменской области, в частности) в последние годы на первый план вышло реальное стимулирование экономического роста, осуществление крупных инвестиционных проектов. На уровне многих региональных бюджетов также внедряются программы по стимулированию лизинговых инвестиций.
Договор финансовой аренды (лизинг) – это сделка, выгодная не только лизингополучателю. В договоре могут быть оптимально учтены интересы всех сторон сделки, так как размеры и сроки выплат определяются на основе совместного соглашения, тогда как при банковском кредитовании существует фиксированная ставка. Выгоду от лизинговой сделки получают и другие участники лизинговой сделки, к которым относится поставщик ( продавец) лизингуемого оборудования, страховая компания (при страховании объекта лизинга) и государство, не являясь участником сделки.
Лизинг – это инструмент, дающий рассрочку на весь срок окупаемости проекта.
Его доступность и значительные выгоды в совокупности с государственной поддержкой делают лизинг конкурентоспособным продуктом на рынке и привлекательным для потребителя. Несмотря на существующий мировой финансовый кризис, темпы роста лизингового рынка России после некоторого спада опять пойдут ввысь, это произойдет из-за наличия большого потенциала лизинговых компаний, тем более что условия для развития лизинга в России есть и всегда будут. Сменятся лишь лидеры рынка, первыми из которых будут лизинговые компании, образованные при крупных банках, инвестиционных фондах, государственные лизинговые компании, а также компании с устойчивым иностранным капиталом. Несмотря на это, с учетом экономических условий в России сегодня лизинг все же останется тем привлекательным механизмом приобретения основных средств, выгодным для всех участников лизинговой сделки, каким был ранее, когда только появился на арене российской экономики.