Печать

Самый единый и самый Верховный: центр судебной власти переедет в Питер вместе с новым судом

После одобрения «рамочных» поправок в Конституцию РФ об объединении Верховного и Высшего арбитражного судов президент представил на рассмотрение депутатов нижней палаты парламента более конкретные положения. 21 ноября в Госдуму внесены три законопроекта, содержащих поправки в законодательство о судебной системе, а также регламентирующих деятельность нового единого Верховного суда и порядок его формирования.

Хронология рассмотрения депутатами Госдумы поправок в основной закон страны, внесенных Президентом РФ в парламент, уместится на одном листе (см. также «ЭЖ», 2013, № 40, с. 07, № 25, с. 07). В начале октября текст законопроекта «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был внесен в Госдуму, а уже в конце ноября одобрен депутатами. Дискуссии в парламенте шли, но особого энтузиазма в них не ощущалось. Было понятно, что закон примут, и объединение судов — неизбежная перспектива.

Центр судебной власти переместится в Санкт-Петербург

Когда упомянутый законопроект о поправках в Конституцию был внесен в парламент, главным аргументом против него стала неконкретность. В документе, например, не было указано, что же произойдет после объединения с арбитражными судами, что станет с обзорами судебной практики ВАС РФ, наработанными за годы его существования и многое другое.

Теперь, после того как парламентарии и Совет Федерации согласились с поправками как таковыми, в Госдуму поступили еще три законопроекта, конкретизирующих суть предстоящей реформы:

  • законопроект № 390470-6 «О Верховном Суде Российской Федерации»;
  • законопроект № 390478-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“»;
  • законопроект № 390479-6 «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации „О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации“».

Первым из трех законопроектов, и, кстати, самым объемным, регламентирован статус, полномочия и состав будущего единого Верховного суда РФ. После упразднения ВАС РФ этот суд станет высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам.

Осуществлять свою деятельность единый ВС РФ будет в Санкт-Петербурге, как и Конституционный суд РФ. В то же время законопроектом предусмотрено создание представительства Верховного суда в Москве «в целях обеспечения постоянной связи ВС РФ с иными органами государственной власти РФ, а также содействия в осуществлении ВС РФ своих полномочий».

Конкретная дата начала осуществления единым Верховным судом РФ своих полномочий в городе Санкт-Петербурге будет установлена Президентом РФ по согласованию с Верховным судом.

Возглавлять новую судебную инстанцию будет председатель, срок полномочий которого, как и сейчас, не будет ограничен предельным возрастом пребывания в должности судьи. Назначаться на этот пост председатель сможет неоднократно сроком на шесть лет. Назначение осуществит Совет Федерации ФС РФ по представлению Президента РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

В состав единого Верховного суда войдут 170 судей. Внутренняя структура суда будет следующей:

  • председатель;
  • первый заместитель председателя;
  • заместители председателя;
  • Президиум;
  • Пленум;
  • судебные коллегии.


Судебных коллегий в едином Верховном суде будет семь:

  • апелляционная коллегия;
  • судебная коллегия по административным делам;
  • судебная коллегия по гражданским делам;
  • судебная коллегия по уголовным делам;
  • судебная коллегия по экономическим спорам;
  • судебная коллегия по делам военнослужащих (вместо нынешней военной коллегии);
  • дисциплинарная коллегия (вместо Дисциплинарного судебного присутствия, являющегося отдельным судебным органом, в состав которого избираются судьи Верховного и Высшего арбитражного судов РФ).

В составе каждой судебной коллегии будут председателем суда формироваться судебные составы из судей ВС РФ сроком на три года.

Закон о Верховном суде РФ, за исключением положения о составе суда, должен вступить в силу по истечении шести месяцев после вступления в силу поправок в Конституцию, предусматривающих упразднение ВАС РФ и образование единой судебной инстанции — ВС РФ.

Кассационные, апелляционные и арбитражные суды субъектов не тронут

Объединенный Верховный суд РФ будет являться правопреемником действующих Верховного и Высшего арбитражного судов, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Вопреки распространенным опасениям, арбитражные суды федеральных арбитражных округов, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды субъектов упразднены не будут. В соответствии со ст. 1 законопроекта «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „О судебной системе Российской Федерации“» они по-прежнему будут входит в систему судов РФ.

По общему правилу, судьи нового Верховного суда будут назначаться на должность в том же порядке, что и сейчас. Однако для первого состава судей вновь сформированной судебной инстанции порядок предусмотрен особый. Один из внесенных президентом законопроектов — № 390479-6 — как раз устанавливает порядок отбора кандидатов на должности судей единого Верховного суда и порядок и размеры выплаты компенсаций судьям и сотрудникам аппаратов обоих судов, которые не будут назначены на соответствующие должности в новой судебной инстанции или ее аппарате.

Судьям сдавать квалификационный экзамен не придется

Конкурсный отбор кандидатов будет проходить не на все должности судей в новом суде. Например, судьи апелляционной коллегии ВС РФ в этот список не вошли.

Для отбора кандидатов на должности судей единого Верховного суда РФ будут созданы Специальная квалификационная коллегия и Специальная экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ. Обеспечение деятельности указанных коллегии и комиссии предлагается возложить на Судебный департамент при действующем ВС РФ, поскольку закон об отборе кандидатов на должности судей, в отличие от закона о самом Верховном суде, вступит в силу одновременно с соответствующими поправками в Конституцию РФ.

Специальная квалификационная коллегия и Специальная экзаменационная комиссия должны быть созданы не позднее одного месяца со дня вступления в силу закона об отборе кандидатов на должности судей ВС РФ.

В состав Специальной квалификационной коллегии войдут 27 членов коллегии: по одному представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и от всех общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии, являющиеся судьями, будут избраны советами судей субъектов РФ из числа членов этих советов, по три члена коллегии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

Специальная экзаменационная комиссия будет состоять из 11 членов комиссии. В нее войдут три члена комиссии, избранные общероссийскими общественными объединениями юристов, и восемь судей, избранные советами судей субъектов Российской Федерации из числа членов этих советов, — по одному члену комиссии от действующих на территории каждого федерального округа советов судей субъектов Российской Федерации.

Мурат Айтбаев, «Ваш партнер-консультант» №48 (9514)