Печать

Шило и мыло, или парадоксы импортозамещения

В апреле 2014 года, обсуждая с директорами ведущих предприятий ВПК замещение поставок с Украины, президент Путин оптимистично заявил: у него "нет сомнений 
в том, что мы сделаем", и это "пойдет на пользу российской промышленности и экономике". А за день до этого глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании Владимира Путина с правительством доложил, что в его ведомстве уже "провели достаточно глубокий анализ и пришли к выводу, что серьезной зависимости у нашей страны по поставкам с Украины нет".

Чтобы до конца осмыслить, на что замахнулась длань великороссов, следует вернуться назад почти на век, к сталинской индустриализации, которой по сию пору восторгаются советские люди. Правда, эксперты и сегодня не могут предъявить точного списка построенных тогда предприятий. Фигурируют от 300 до 9 тысяч. Историки говорят, что Сталин скрывал подлинные масштабы участия иностранного капитала и специалистов. Здесь достаточно назвать несколько крупнейших заводов, о которых слагали песни и писали стихи. В черной металлургии – это Магнитка, Кузнецкий металлургический (помните у Маяковского: «Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть…»), Азовсталь.  Харьковский, Сталинградский и Челябинский тракторные. По сути, они основали новую в СССР отрасль. 

 Вот как кратко писал об этом этапе историк и экономист Олег Осетинский: «Всего за 10 лет (1930-1940 гг.) янки создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другие отрасли. Например, Сталинградский тракторный был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён и собран в СССР. «Днепрогэс» построила американская фирма Cooper Engineering Company и германская компания Siemens, Горьковский автозавод – американская компания Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий! Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов, то есть все кадры для советской промышленности на долгие годы вперед!» 

В этом же списке Пермский авиа-моторный, Казанский авиационный заводы, «Уралмаш», «Сибсельмаш» в Новосибирске, который только по названию был такой мирный, а на самом деле выпускал военную технику и в современной России, пока не обанкротился. Эксперты дополняют: американцы построили и оснастили оборудованием Хабаровский, Московский, Туапсинский, Уфимский, Орский, Саратовский и Ухтинский заводы. А уже в 40-х годах на четыре завода поставили технологии по выпуску высокооктанового бензина.

Что заставило иностранцев работать на СССР? Нет, не симпатии к большевикам, а вполне прозаические мотивы. Германии, по условиям Версальского мира, запретили иметь крупную армию и развивать военную промышленность. И немцы после секретных переговоров начали строить промышленные объекты в нашей стране. В том числе и военные, где размещали свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Мало того, например, в Липецке учили военных немецких летчиков. 

Не благотворительностью занимались и американцы. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он и готовил план промышленной модернизации в России. Однако эти факты скрывали. Филиал компании Кана в Москве назывался «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, перенимавших мировой опыт. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован под Центральное бюро тяжелого машиностроения.

Быстрова И.В. в монографии «Советский военно-промышленный комплекс: проблемы становления и развития (1930–1980 гг.)» пишет, что уже при Гитлере Германия поставляла СССР агрегаты боевых кораблей и главные механизмы подлодок. В том числе дизели, которые шли под видом тепловозных. Мало того, наши подлодки типа "С" – это лицензионные копии субмарин фирмы "Денимаг", в строительстве которых немцы оказывали СССР техническую помощь до конца 1935 года. А после пакта 1939 года Германия поставила тяжелый крейсер "Лютцов" и массу прочего вооружения, в том числе пушки для подводных лодок, полевые гаубицы, зенитные орудия, противолодочные бомбометы, морские мины… 

С 20-х годов и вплоть до Великой Отечественной войны режим Муссолини, который тоже строил в Италии социализм по своему образцу, поставлял Советскому Союзу боевые корабли, двигательные установки, котлы, вспомогательные механизмы. А серийное производство торпед мы не могли наладить, пока в 1932 году не заключили с итальянцами договор о помощи. У итальянцев же был приобретен пакет документации для строительства легких крейсеров: это "Киров", "Ворошилов", "Молотов", "Максим Горький", "Калинин", "Каганович". Вот вам еще один парадокс истории: три диктатора помогали друг другу вооружаться, чтобы потом уничтожать свои народы.

Словом, в истории индустриализации масса интересного, поучительного и трагического. Десятки тысяч инженеров и рабочих вместо наград попали в ГУЛАГ. Показательно, к примеру, дело Кирилкина, строившего Двинский судостроительный завод. В 1938 г. его обвинили бог знает в чем,  в том числе и в передаче Германии ценных сведений по оборудованию, которое СССР закупал… в этой стране! На Криворожстали в 1937 г. расстреляли 18 начальников цехов из 19. На Перво-
уральском трубном заводе (создан американским инженером Штифелем) в конце 30-х за три года сменилось 15(!) директоров, от большинства из которых не уцелело даже фотографий. Историки голод начала 30-х связывают не только с коллективизацией, но и с необходимостью расплачиваться с иностранцами за индустриализацию, которую оценивают в 2-3 млрд тогдашних долларов (250-375 млрд нынешних). Эшелоны зерна шли в Германию вплоть до начала бомбежек наших городов.

Особая статья – упомянутая выше кооперация с Украиной со времен СССР. Вряд ли есть какой-то вид вооружений, которого она не коснулась. Знаменитый ракетный комплекс РС-20 ("Сатана") создан и производился в Днепропетровске. Системы управления к «Сатане» и целому классу межконтинентальных и космических ракет поставляло харьковское НПО "Электроприбор". Российские военные судостроители критично зависимы от николаевского НПК газотурбостроения "Зоря" – "Машпроект", одного из трех мировых монополистов. Этими двигательными установками оснащены несколько серий боевых кораблей: большие противолодочные, ракетные крейсера, эсминцы, сторожевики, фрегаты…

Запорожский концерн "Мотор Сич" поставлял двигатели чуть не ко всем боевым вертолетам, а также военно-транспортным, транспортным и гражданским. На двигателях концерна летают наши самолеты радиоэлектронной разведки, противолодочные и военно-транспортные, самолеты-амфибии и аэрофоторазведки… А есть еще инфракрасные головки самонаведения ракет "воздух-воздух" – основной боеприпас ряда боевых самолетов, что производит киевский "Арсенал"… 

Перечислять можно долго. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, предстояло заместить 186 образцов вооружения и спецтехники из Украины, а это около 1 тысячи различных позиций. Правда, в Минобороны называли другие цифры, но это у наших чиновников сплошь и рядом.

Я напоминаю историю индустриализации потому, что львиная доля в конец изношенных основных фондов промышленности – это, по сути, те самые технологии, что переданы нам  американцами и немцами! Да, они были воспроизведены в металле, когда после Великой Отечественной восстанавливались заводы. В этом-то, а вовсе не в гении Сталина, секрет того, что страна относительно быстро справилась с задачей. Однако мы проморгали научно-промышленную революцию 60-х, и уже в 70-е тиражировали эти же технологии каменного века. Страна всё больше отставала от мира, а если добавить национальную особенность народа, талантливого на изобретения, однако не способного, в силу ряда причин, масштабно их тиражировать – получим закономерный финал. Еще одна иллюстрация. В конце 80-х СССР выпускал в 5 раз больше тракторов и в 16 раз больше комбайнов, чем США. Однако в хозяйствах множество новых машин выстраивали вдоль заборов, поскольку они чуть не сразу ломались, а зерно закупалось в Америке и Канаде.

Советское наследие усугубили реформы 90-х. «Сегодня многими предприятиями и даже отраслями управляют люди без технического образования и опыта работы на предприятиях, – говорит Ю.В. Метельский, директор Новосибирского приборостроительного завода. – Это кто угодно: юристы, менеджеры, экономисты, отставники МВД, ФСБ, армии. Но инженеров все меньше и меньше. Управленцы эти не имеют четкого представления о мировом технологическом уровне, а значит, не могут и определять перспективы своего подразделения».

«На мой взгляд, – вторит коллеге А.А. Корогодский, гендиректор группы компаний «Акор Директ» (Новосибирск), – в истории с импортозамещением сама постановка проблемы не верна. Главный вопрос – не  где и что покупать. Главное – какие головы и руки к этому приложить. Раньше технологии разрабатывали отраслевые НИИ – теперь система разрушена, компетенции утрачены. Проблема с кадрами просто катастрофическая, и без четкой государственной политики и мощной поддержки ее не решить. Речь идёт о базе учебных заведений, не говоря уже о квалификации преподавателей. Это требует гигантских вложений! Вот и получается, как в сказке о Мальчише-Кибальчише: и порох есть, и пушки, да только стрелять некому. А мы все думаем, что не те пушки купили».

Кроме кадров и технологий, еще и денег маловато. «Росстат учитывает основные средства по балансовой стоимости, – говорит крупный советский и российский статистик Гирш (Григорий) Ханин. – К примеру, вы 15 лет назад купили станок за 3 млн, так он и числится в балансе. А новый сегодня стоит раз в 10 дороже. Это и есть восстановительная стоимость основных фондов, но статистики и власть таких цифр не видят. На самом деле, замена старых основных фондов современными обойдется в 8-11 раз дороже, чем называют чиновники. Кстати, когда мы пересчитали стоимость основных фондов, то обнаружили, что ряд отраслей, считавшихся прибыльными, на самом деле оказались убыточными. Например, железнодорожный транспорт».

И вот в этой ситуации Россия, сломя голову, ринулась в импортозамещение! Что из этого получается – в следующий раз. 

Игорь ОГНЕВ, Тюменская Правда