Печать

Страна проедает последние резервы

Экономист Игорь Николаев — об оптимизме правительства, лукавых цифрах и реальном положении дел в экономике

В последние недели с высоких трибун все чаще раздаются заявления о том, что экономика достигла дна, и дальше нас ожидает хоть и медленный, но рост. Об этом говорят министр экономического развития Алексей Улюкаев, его зам Алексей Ведев, замминистра финансов Максим Орешкин. О стабилизации финансового рынка пишут аналитики Центробанка. Наконец, президент страны на совещании с членами правительства утверждает, что худшие дни для отечественной экономики — позади. Так ли это, мы решили обсудить с директором Института стратегического анализа ФБК, доктором экономических наук, профессором Высшей школы экономики Игорем Николаевым.

— Итак, Игорь Алексеевич, правы ли высокопоставленные чиновники экономического блока правительства, утверждая, что дно кризиса уже достигнуто и дальше будет лучше? 

— Подобного рода заявлений мы действительно слышали немало. О том, что надо переходить к повестке развития, что кризиса нет, что дальше будет только рост. Вопрос — когда этот рост начнется? Сроки его наступления сдвигаются и сдвигаются — похоже, до бесконечности. Чиновники оперируют последними месячными данными по ВВП: сентябрь к августу, когда был рост 0,3%. Их готовит Минэкономразвития. Но недаром Росстат ничего подобного не дает — у него нет статистики по динамике месячного ВВП, она — квартальная или годовая, что соответствует международным правилам статистического учета. Месячные данные очень ненадежные в этом плане, они чисто оценочные. Брать их за основу и заявлять, что у нас уже наметился рост, нельзя. В целом никакого явного улучшения ситуации нет.

— Ну а каковы перспективы — завтра будет лучше, чем вчера? 

— Увы, нет. В конце года нас ждет ухудшение показателей. Не только потому, что цены на нефть остаются низкими и санкции продолжают действовать. Существует также эффект базы, хотя эта причина может показаться формальной. Конец прошлого года по основным видам экономической деятельности — по промышленности, по торговле — выдался очень хорошим. В декабре рост промпроизводства составил 3,9%, розничная торговля вообще поднялась на 5,1%, а торговля непродовольственными товарами — на 10,7%. Если помните, был потребительский бум, люди пытались сберечь свои обесценивающиеся на глазах рубли, вкладывая их в покупки. Сейчас ноябрьские и декабрьские макроэкономические параметры мы будем сравнивать с тем «урожайным» ноябрем-декабрем, а потому их рост невозможен, с учетом эффекта базы. Кроме того, никуда не исчезли фундаментальные факторы, породившие кризис, — несбалансированность сырьевого и обрабатывающего секторов экономики, государственного и частного капитала, социальной и бюджетной сферы. Поэтому, я считаю, что официальные оценки чрезмерно оптимистичны.

— Ну а как же быть с еще одним оптимистичным аргументом Минфина: впервые за несколько лет в третьем квартале этого года произошел не отток, а приток капитала?

— Действительно, формально был зафиксирован приток капитала. Но здесь принципиально важно понять, о чем речь. Приходят те средства, которые предприниматели вынуждены возвращать из-за границы, чтобы их бизнес не рухнул, поскольку на внутреннем рынке деньги найти трудно или невозможно. Это же не значит, что инвесторы к нам снова побежали.

— Каковы основные негативные факторы воздействия на экономику и главные риски?

— Это по-прежнему крайне высокая зависимость курса национальной валюты от цены на нефть. Есть значительный риск того, что цены на нефть уйдут ниже 40 долларов на баррель, причем в самое ближайшее время. Кроме того, после обнародования последних данных по рынку труда в США значительно выросла вероятность того, что в декабре Федеральная резервная система повысит ставку. Это значит, что биржевые игроки перенаправят свои средства из нефти в долларовые активы.

Плюс, в начале следующего года на рынок нефти должен выйти Иран, еще больше повысив ее предложение на рынке.
Вторая, но, на мой взгляд, самая главная проблема: в России пока не видно никаких подвижек в исправлении сложившихся в экономике диспропорций и структурных перекосов, о которых я говорил выше. Когда эти перекосы и диспропорции остаются, кризис принимает затяжной характер — не менее четырех-пяти лет. При этом основные риски для экономики возникнут после 2016 года, когда будут потрачены почти все средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

— Насколько в нынешнем падении экономики можно винить власти и насколько — внешние обстоятельства, включая геополитические?

— Ответить на этот вопрос достаточно просто. Надо посмотреть, что происходило с экономикой до того, как в середине 2014 года включились мощные внешние негативные факторы — сначала международные санкции, потом падение нефтяных цен. В первой половине прошлого года цены на нефть, напомню, превышали 100 долларов за баррель, никаких серьезных секторальных санкций не было, только персональные, против отдельных российских чиновников.

-Несмотря на это, по итогам первого полугодия ВВП вырос всего на 0,8% по сравнению с первым полугодием 2013 года. Экономика уже стагнировала. То есть мы вошли бы в кризис и без внешних шоков. 

Другое дело, что те шоки, которые последовали, усугубили ситуацию. Но это — дополнительное воздействие, а не основное. Все структурные диспропорции как раз и являются следствием неправильной, неэффективной экономической политики, несвоевременности принимаемых решений.

— С какими макроэкономическими результатами Россия подойдет к концу 2015 года?

— Год назад наш институт спрогнозировал падение ВВП по итогам 2015-го в пределах от -2 до -4%. Минэкономразвития давало тогда цифру +1,2%, а потом в течение года шесть раз ее корректировало в сторону понижения. Мы свой прогноз ни разу не пересмотрели. И сейчас ожидаем -4%.

По инфляции, когда год назад принимали бюджет на 2015-й, официальный прогноз был 5,5%. Наша оценка годичной давности — 12-14% — оказалась стопроцентным попаданием. К концу декабря будет 14%, может, чуть больше.

Теперь о курсе рубля. Среднегодовой курс по факту будет составлять около 60 рублей за доллар. И в этом мы не ошиблись. Официально год назад звучала цифра 37,7, которую властям потом тоже пришлось многократно корректировать.

Что касается бюджетного дефицита, то по итогам этого года он будет относительно небольшой — может, в пределах 1–1,5%. Гораздо тяжелее будет свести концы с концами в бюджете через год — на 2016-й, напомню, заложен дефицит в 3%.

— Какие основные макроэкономические риски нас ждут в 2016 году?

— Экономический спад начинает консервироваться — вот основной риск. Если вы вовремя не принимаете необходимых мер, кризис обретает затяжной характер. Выйти из такой ситуации намного сложнее. Мы опять в минусе и опять проедаем последние резервы.

— Что же должны, по-вашему, предпринять власти, чтобы вывести страну из кризиса и обеспечить экономический рост?

— Тут короткий ответ дать сложно. Надо, чтобы власти, наконец поняли, с чем они имеют дело. Хватит уже повторять как мантру: «Это структурный кризис». Правильно, структурный. Тогда пусть назовут структурные диспропорции и предложат способы их разрешения. Непонятно, на что они надеются, заложив в проект бюджета на 2016 года рост ВВП в 0,7%. Я тщетно пытался понять, откуда эта цифра, чем она обусловлена. Слышал, в частности, такое объяснение: «За счет прироста запасов».

-Но тогда возникает вопрос: что за запасы и с чего они будут вдруг прирастать?

Пусть начнут с самого простого — отменят антисанкции. Минэкономики и ЦБ фактически признали, что от них больше вреда, чем пользы, в первую очередь с точки зрения раскручивания инфляции. Власти хотят, чтобы с России сняли санкции. Зачем тогда в августе было принято решение о продлении антисанкций на год?

А дальше можно пересмотреть приоритеты федерального бюджета, который имеет явно антисоциальную направленность: мы не можем сейчас себе позволить тратить на оборону колоссальные средства. И я уверен: надо разморозить накопительную часть пенсии. И налоги надо не повышать, а снижать — это поспособствует активизации бизнеса и в конце концов — экономическому росту.

Источник: Новая газета, №128 от 20.11.2015