Печать

Искусство кройки и шитья, или тришкин кафтан бюджета

Ну вот, совсем скоро мы передохнём. Власти заверили, что пик кризиса пройден, а ценам, равно как и безработице, приказано не расти. Однако, слушая это, я, грешный, вспоминаю бессмертного Салтыкова-Щедрина: «Такого рода красноречие составляет истинное благополучие и положительный ресурс при нашей бедности».

Бедность – это и про бюджет страны. В середине апреля Госдума одобрила его очередной секвестр. По выражению Оксаны Дмитриевой, первого зампреда Комитета Госдумы по бюджету, образование и здравоохранение резали по живому. Кстати, ассигнования на здравоохранение сокращаются третий год подряд. А тут ещё Счетная палата обнаружила огромный дефицит и по линии Фонда обязательного медстрахования. Власти не устают заверять: все социальные обязательства выполним! Однако эксперты утверждают: для этого ВВП должен расти минимум на 3% в год, а не падать.

Более того, Дмитриева считает, будто в секвестре вообще не было необходимости, если бы 1 трлн руб. правительство направило на покрытие бюджетного дефицита, а не банкам. Да еще по замысловатой и темной схеме: через облигации федерального займа. К тому же держателям облигаций каждый год нужно выплачивать по 111 млрд руб., увеличивая госдолг. А теперь и на его обслуживание нет денег!

– Как можно давать деньги банкам, чтобы они стимулировали развитие экономики, но при этом сокращать расходы, которые подталкивают этот процесс? – недоумевает Дмитриева. – В серьезной корректировке нуждается и механизм инвестиций в уставные капиталы госкорпораций. Деньги бюджета должны идти прямо в проекты, а уж потом оформляться как имущественные взносы. А сейчас всё наоборот: миллионы лежат в «уставниках» и прокручиваются годами в банках. Ошибки правительства настолько грубы, что я не стесняюсь называть их вредительскими. Антикризисные меры – это создание рабочих мест, запуск производства, инвестиции и расширение госзаказа. Всё остальное – перегонка финансов по кругу.

Ладно, г-жу Дмитриеву, известного экономиста и финансиста, чиновники держат чуть ли не в штатных критиках. Однако её мнение разделяют и другие солидные эксперты. Директор Института экономики РАН, член-корреспондент РАН Руслан Гринберг уверен, что сокращать госрасходы сегодня нельзя, поскольку из-за высокой инфляции значительно ухудшается положение десятков миллионов россиян. «Половина населения потребляет три вещи – еда, квартплата и лекарства. А это самые инфляционные моменты. Когда продовольственная инфляция под 25%, сокращать расходы – это абсурд», – отмечает он. И подчеркивает, что у России крайне малый госдолг и его можно безболезненно увеличить в несколько раз. Учёный негативно оценивает бюджетную и экономическую политику правительства: оно «тушит пожар, подливая бензин… У меня нет слов, одни междометия по поводу того, что предлагают эти ребята. Будто они не знают, что у них во дворе происходит!» – возмущается он. Власти пытаются применить стандартные методы лечения к нестандартной ситуации, и поэтому она только ухудшается. «Как говорила моя бабушка: лечили от желтухи, а он оказался китайцем», – иронизирует Гринберг.

На другой аспект указывает бывший зампред Центробанка и экономист Сергей Алексашенко. «В Бюджетном кодексе написано, что если доходы уменьшаются, нужно залезать в Резервный фонд. Но почему-то Минфин режет расходы. Получается, в 2009 году бюджетный дефицит был возможен, а в 2015-м об этом и речи быть не может. Почему – Минфин не дает ответа. Сейчас сокращать расходы можно разве что на вооружение, оно не стимулирует экономику. То, что делает Минфин, – продолжение рукотворного кризиса».

Сокращать госрасходы сегодня – это глупость, уверен и видный экономист профессор Никита Кричевский. По его мнению, государство могло бы, например, возместить выпадающие доходы, выведя из тени хотя бы часть «серой» экономики, доля которой в ВВП, по его оценке, около половины. Это позволит снять вопросы повышения пенсионного возраста и прочие. Но пока ни Минфин, ни ЦБ, ни правоохранительные органы к легализации «серой» экономики не готовы, считает эксперт.

Я уже не раз писал, что наши ведомства, как бы это помягче сказать, узко специализированы. ЦБ главной задачей считает обуздание инфляции, но годами не может её приструнить. Минфин сводит концы с концами в бюджете, ну а экономический рост не его забота – Минэкономразвития. А консолидировать усилия ведомств или блокировать их узкие устремления просто некому. Вот и получается, что банки дают деньги под бешеные проценты, а Минфин давит все живое налогами. И будь МЭРТ семи пядей во лбу, страна никакого роста не увидит.

Специалисты говорят: вместо того чтобы бесконечно кромсать тришкин кафтан бюджета, самое время серьезно снизить налоги. Они выше, чем в развитых странах. Кроме того, в этих странах основная фискальная нагрузка ложится не на бизнес, а на конечное потребление. В России же всё на особицу: дойной коровой все 20 лет остается производитель. Впрочем, было исключение. Правительство Примакова значительно снизило налоги, и кризис конца 90-х во многом был успешно преодолен за счет этой меры.

И сегодня эксперты в первую очередь указывают на непомерно высокий – 18% – налог с добавленной стоимости (НДС). Именно он мощно тормозит промышленность, особенно с длинным циклом. Если перейти к единому НДС в 10%, то уйдет присущая этому налогу криминогенность. На 8–10% подешевеет импорт, что притормозит потребительскую инфляцию, которая опустошает наши кошельки. Вдобавок оплата НДС по электронным счетам сделает движение денег прозрачным для налоговиков и облегчит жизнь бизнеса. Нынешний глава ФНС Михаил Мишустин заявил, что переход на электронный учет только одной операции – возмещение НДС в I квартале 2015 г., уже увеличил сбор на 20%. И это – в условиях кризиса!

Далее, эксперты рекомендуют возмещать НДС только при экспорте продукции высокого передела. Такая мера вынудит власти стимулировать развитие этого направления, а не добычу сырья, что явится мощным инструментом структурной перестройки, до которой никак не дотянутся руки чиновников.

Специалисты настаивают еще на одном пункте: вернуться к практике зачисления 15–20% НДС в бюджеты местного самоуправления. Стимул хорошо зарекомендовал себя в 90-е годы, развивая экономику небольших городов и поселков.

По оценкам Геннадия Букаева, главы ФНС в 2000–2004 годах, комплекс системных мер даст как минимум тройной эффект. Во-первых, ощутимо снизится фискальная нагрузка. Это, во-вторых, оживит экономику, и поступления НДС в бюджеты не сократятся, а вырастут сравнительно с нынешними показателями.

Есть еще один резерв, который в упор не видит Минфин, – это 50-процентная льгота налога на прибыль от инвестиций в развитие производства. Её ввело опять же правительство Примакова, и сразу поступление налога удвоилось. Однако тогдашний министр финансов Кудрин с 2002 года отменил льготу и тут же поступление налога упало на 10%, активность инвесторов снизилась. Наконец, специалисты указывают, что пора снизить вдвое страховые взносы.

Словом, вырисовываются контуры налоговой реформы. Однако о ней правительство даже слышать не хочет. Чиновники соревнуются, кто изобретательнее предложит новые налоги. Так, 10 апреля в Госдуму внесен проект закона, авторы которого предлагают лишать вычетов по НДС участников подозрительных сделок. Эксперты говорят, что под сомнение попадут любые операции. Ведь и на лизинг налоговики поначалу косились! Но даже если есть умысел, доказательство потребует огромных затрат. Стоит ли овчинка выделки? Не лучше ли снизить НДС, а следом, глядишь, уйдут и сомнительные сделки?

Однако кроме прямого фискального давления не мытьем, так катаньем вводится масса поборов. Например, в сфере охраны труда. Особо достается небольшим организациям, даже офисным. Оказывается, уборщица должна получать 2,5 г мыла в день, её нужно обеспечивать не калошами, а резиновыми сапогами. Да не простыми, а литыми, и к тому же – сертифицированными! А их продают только в спецмагазинах. Уж не главе ли инспекции они принадлежат? Эти и множество подобных мелких операций должны проводиться приказами руководителя, а коли их нет – плати штраф. Год назад по ст. 5.27 Административного кодекса должностному лицу грозило от 1 тыс. до 5 тыс., а юридическому – 30–50 тыс. руб. Но с 1.01.2015 г. штрафы резко увеличены: соответственно 25–30 тыс. и 130–150 тыс. руб.! Понятно, что маленькую организацию такой штраф разденет догола.

Слов нет, разгильдяев-начальников надо сурово наказывать. Но кара-то должна соответствовать провинности. Однако что-то подсказывает мне: густая сеть капканов в новой редакции КоАПа расставлена совсем с другими целями. Еще в конце 90-х Алексей Кудрин ратовал за то, чтобы штрафами затыкать дырки бюджета. Совет услышан. И это не копейки: в масштабах страны штрафы исчисляются сотнями миллиардов! Но часть денег, неведомо какая, идет не в бюджет, а в разные ведомственные фонды, подкармливая чиновников. А кроме штрафов, бизнес угнетают более 50 неналоговых сборов. На заседании Госсовета по малому и среднему бизнесу 7 апреля президенту предложили часть из них убрать, а часть резко снизить. Однако Минфин в своем репертуаре: пункт исчез из проекта основных направлений налоговой политики.

«Если мы в самое ближайшее время не займемся масштабнейшими структурными реформами, то я не вижу других источников экономического роста и, соответственно, процветания и конкурентоспособности страны», – заявил глава Сбербанка Герман Греф, выступая в конце апреля перед студентами Уральского федерального университета в Екатеринбурге. Главной он считает реформу «абсолютно неэффективной системы управления». И только после неё, по словам Грефа, можно браться за остальные. Ну а пока привычно кроим и штопаем тришкин кафтан бюджета…

Источник: Тюменская Правда от 18 мая