Печать

Вот бюджетный каравай

Только рот не разевай

Эксперты не скрывают профессионального удовлетворения от ловкости Минфина, с какой он достиг в нынешних условиях технической сбалансированности федерального бюджета на ближайшие три года. Но далеким от этой кухни обывателям придется несладко.

Проект бюджета на 2015-2017 годы члены правительства одобрили, можно сказать, на лету, перед отправкой в аэропорт для участия в Сочинском инвестиционном форуме. Вряд ли россиян порадует тот факт, что государство на 6% снижает финансирование образования, а здравоохранения еще больше – на 21,3%. Но это в среднем. А вот, например, на стационарной медпомощи экономия составит 35%. Это довольно внушительная сумма – 88 млрд руб. Глава Минфина Силуанов объяснил сокращение тем, что по большей части эти статьи со следующего года будут финансировать регионы. Правда, они и без этого сюрприза в долгах, как в шелках. Да к тому же трансферты для региональных бюджетов в следующем году срежут на 13,3%, хотя еще недавно правительство заверяло губернаторов, что стабилизация этих бюджетов остается в числе приоритетов. Словом, финансировать вместе с Москвой львиную долю социалки окажется по силам лишь тем субъектам Федерации, которые еще более-менее держатся на ногах.



Минфин усердно скребет по сусекам. Около 83 млрд руб. экономит, отказавшись ускоренно повышать зарплаты бюджетников. В 2015 году их проиндексируют только на плановую инфляцию 2014 года – 7,5%. Более 19 млрд резервирует, останавливая рост пенсий военнослужащих. Наконец, еще 30 млрд ведомство не хочет добавлять к фиксированной части пенсий людям, выходящим на заслуженный отдых с 2015 года. Правда, это "антиконституционное", по выражению вице-премьера Голодец, предложение не получило поддержки правительства 18 сентября.

Голодец уже раскритиковала Минфин за столь жесткую экономию, назвав отказ от субсидирования детских садов и фиксированной выплаты к пенсиям "непрофессиональными" мерами. Замглавы Минфина Лавров парировал, что «больше денег в бюджете, чем там есть, быть не может – их столько, сколько генерирует экономика». Дескать, по одежке нужно протягивать ножки. Ну, действительно, какие претензии могут быть к Минфину? Ведь деньги зарабатывают в других ведомствах…

Однако госпожу Голодец поддержал глава Минэкономики Улюкаев. «Нам нужен другой баланс бюджета... Если доля расходов на экономику, образование, здравоохранение и культуру в три раза меньше, чем расходы на оборону, безопасность и трансферт Пенсионному фонду, – я не могу назвать такой бюджет сбалансированным. Это абсолютный дисбаланс», – сказал министр. По его мнению, власть не должна выбирать между сбалансированным бюджетом и экономическим ростом, ловушка такого выбора ведет экономику к кризису. Улюкаев напомнил: когда разрабатывалась стратегия-2020, речь шла о бюджетном маневре – увеличить на 3% ВВП производительные расходы и на тот же объем сократить остальные. А проект бюджета маневрирует в обратную сторону: "Мы увеличили непроизводительные расходы, а сократили производительные». Последние, добавил Улюкаев, ни в коем случае не должны страдать.

Скорее всего, резкая вивисекция социалки, считают эксперты, будет скорректирована в правительстве и Госдуме. Тем более что, по словам директора Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Ларисы Попович, и в 2014 году не хватает денег на сохранение обязательств по лекарственному обеспечению. На днях международное агентство Bloomberg обнародовало очередной ежегодный рейтинг здравоохранения по странам мира. Россия заняла последнюю, 51-ю строчку.

Критично оценивают эксперты и базовые параметры бюджета. Да, Минфину удалось ограничить дефицит в 2015 г. 0,9%. Но вряд ли экономика разгонит рост ВВП в 2015 г. до 1,3%, а то, что в следующие два года темп повысится до 2,3 и 3% – тем более сомнительно. Конечно, мечтать не вредно, но в среду Всемирный банк выпустил прогноз для России на следующие три года: ВВП вырастет не более чем на 0,3-0,4%. Поживем – увидим.

Слишком оптимистичен второй параметр бюджета: очень низкая инфляция (в 2015 г. – 6%). Большинство экспертов ожидают чуть ли не двузначной цифры. Если средний курс рубля к доллару 37,7 руб. на 2015 г. не вызывает сильных возражений, то стоимость нефти на весь период в $100/баррель не учитывает реалий и завышена примерно на $10.

Вообще, активные дискуссии в Сочи вызвала фискальная тема. Появление налога с продаж и повышение НДС отодвинуто за 2015 г. Однако взамен премьер Медведев предложил ввести целую обойму региональных сборов: за право торговли, за услуги общепита, такси, а также туристические и курортные сборы. Министр Улюкаев уточнил: на сегодняшний день не существует ни механизма сборов, ни ставок, ни возможного полного перечня таких сборов. Президент межрегионального общественного фонда «Деловая перспектива» Дина Крылова говорит, что появление региональных сборов широко не обсуждалось ни с экспертами, ни с бизнесом. Так что губернаторов могут подстерегать опасности. Свежи в памяти 90-е годы, когда главы регионов устанавливали налоги чуть ли не на дым.

Фискальные новации не обошли и физических лиц. Так, с 9 до 13% растёт налог на дивиденды. Эта мера обсуждалась с начала года. В марте правительство вроде бы услышало резоны первого вице-премьера Шувалова, что существующая ставка поможет российской юрисдикции остаться привлекательнее: ведь нужно как-то заманивать инвесторов и свои компании – в том числе государственные – из регистрации в дальних переделах! Однако голод – не тетка, и стратегия поставлена в услужение злобе дня.

Минфин ещё вспомнил: с 2005 г. не индексировался водный налог, хотя тарифы выросли вшестеро. И с 2015 г. предлагается увеличить его в 1,28 раза, в 2016-м – в 1,64 и в 2017-м – в 2,08 раза. Как это аукнется всем нам – не говорится, но что аукнется – в этом нет сомнений.

Другая фискальная новация: при уплате страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования основной тариф 5,1%, как и льготные ставки, остаётся, но взносы работодатель с 2015 г. будет начислять не с 624 тыс. руб. годовой зарплаты, а с полной. Есть сильное подозрение, что в результате эти полные могут похудеть. Зато 140 млрд дополнительных и очень ожидаемых доходов Минфин предлагает из ФМС передать в федеральный бюджет. Если добавить, что ФМС едва ли на две трети покрывает обязательства, то остается лишь гадать, как станут выкручиваться пациенты и вся система здравоохранения, финансирование которой урезается и в целом.

А еще с 1000 до 150 евро снижается порог беспошлинной интернет-торговли. Растет акциз на сигареты, индексируются ставки за пользование лесными ресурсами, что скажется и на стоимости всех материалов…

«Судьбоносные для бизнеса решения принимаются с колес», – считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин.

Доходы может основательно торпедировать основной источник – нефть. Мало того, что она в мире дешевеет быстрее, чем закладывает в бюджет Минфин, но и темпы роста добычи в России упорно замедляются. В 2013 г. извлечено 523 млн т нефти, и Минэнерго прогнозирует, что к 2020 г. добудут лишь на 1 млн т больше, однако нефтяники куда пессимистичнее чиновников. Например, вице-президент «ЛУКойла» Леонид Федун заявил, что добыча сократится уже в следующем году. Кстати, и Силуанов согласен с тем, что нефтегазовый сектор по этой причине будет генерировать меньше доходов. А стратегии у практиков две. Одну Наталья Комарова, губернатор Югры, предложила недавно на встрече с министром природных ресурсов РФ Донским: считать ввод трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья (ТРИЗов) в промышленную эксплуатацию «национальным проектом и первым делом государственной важности». Александр Дюков, глава «Газпром нефти», на этом же совещании внес ясность: 95% этих ТРИЗов приходится на Западную Сибирь, но только 8% являются рентабельными, а еще 45% можно разрабатывать, если расширят льготы. Только вот правительство в нынешней сложной ситуации с бюджетом на такие шаги не решается. Правда, геосолитонная концепция тюменского профессора Бембеля позволяет оставить ТРИЗы в покое и добывать нефть много дешевле, но она (концепция) игнорируется. Вторая стратегия – Арктический шельф.

Вот и получается, что у федерального бюджета лишь два надежных донора: инфляция да дешевеющий рубль. Именно они с января по конец августа дали на 14% налогов больше, чем годом ранее.

Думаю, что проект бюджета стал одним из весомых поводов прошедших на этой неделе в Госдуме слушаний ни много ни мало – о новой экономической политике. Интрига в том, что предлагает НЭП специальный научный совет при «Единой России», а рекомендации противоречат нынешнему курсу правительства. Один из главных идеологов – советник президента Сергей Глазьев. Предлагается в пять раз увеличить дефицит бюджета, резко сократить фискальную нагрузку и потратить на инвестиции почти половину золотовалютных запасов страны за ближайшие пять лет. Авторы подчеркивают, что рекомендации основаны на ориентирах президента Путина. Напомню, что возглавляет «Единую Россию» премьер Медведев. Однако имя партийного лидера и его роль в этой акции не упоминаются. Возможно, в ближайшее время интрига разрешится неким сюрпризом…

Игорь Огнев, Тюменская Правда №176 от 26 сентября