Печать

Курс — на море

Менее чем через пять лет в Обской губе Карского моря появится первая ледостойкая платформа. Ещё через два года Россия начнёт добывать на аркическом шельфе газ.

Осваиваем шельф

В Ямбурге прошло заседание секции научно-технического совета «Газпрома» по технике и технологиям разработки морских месторождений. Руководители департаментов головной компании и аппарата управления «Газпром нефти», представители российских проектных и научных организаций, а также дочерних предприятий «Газпрома» вели речь об оптимизации технических решений комплексной разработки месторождений Обской и Тазовской губ.

Андрей Маричев, исполняющий обязанности директора корпоративного научно-технического центра освоения морских нефтегазовых ресурсов института «Газпром ВНИИГАЗ», вынужден был признать: вклад морской газодобычи в суммарный объём «Газпрома» пока весьма скромен. Однако уже в следующем десятилетии основной прирост запасов головной компании будет происходить именно за счёт освоения морских лицензионных участков.

Юрий Морев, начальник лаборатории обустройства морских месторождений корпоративного научно-технического центра, доложил о состоянии и перспективах комплексной схемы обустройства месторождений Обской и Тазовской губ. Наиболее перспективными газоносными структурами данного региона являются два лицензионных участка — Каменномысское-море и Северо-Каменномысское. Оба они принадлежат «Газпрому». Компания намерена ввести их в разработку до 2030 года.

Максим Максимов, заместитель начальника отдела «Газпрома», заявил, что компания всё увереннее выходит на арктический шельф. Введена первая в стране ледостойкая платформа «Приразломная», с которой ведётся добыча нефти. На очереди — добыча природного газа.

Алексей Лобанов, начальник отдела «Газпрома», познакомил коллег с технологическими приоритетами создания новой морской техники. Флот группы «Газпром» в Арктическом регионе насчитывает уже 36 танкеров, ледоколов, самоподъёмных установок и прочих специализированных судов. В перспективе появится ещё целый ряд высокотехнологичных транспортных средств различного назначения. Все они будут изготовлены в рамках программы импортозамещения.

Юрий Семёнов, заместитель генерального директора, главный геолог предприятия «Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск», поделился с коллегами опытом освоения шельфа Сахалина. Киринское месторождение — единственное в нашей стране, где добыча ведётся без использования платформ и других надводных конструкций. Исключительно с помощью подводного добычного комплекса. Здесь также впервые в российской практике газодобычи реализована концепция освоения месторождений с подводным расположением устья скважин. В перспективе подобные инженерные решения вполне могут быть применены и в Арктическом регионе.

Всё внимание — шельфу

Особое внимание участники заседания уделили освоению шельфовых месторождений Обской и Тазовской губ. Как отметил Сергей Куропаткин, начальник отдела перспективного развития предприятия «Газпром добыча Ямбург», условия их разработки уникальны. Здесь особая ледовая обстановка, непростые характеристики грунта, суровые климатические условия и сложная логистика. Поэтому для освоения акваториальных участков в ближайшие 15 лет понадобятся две ледостойкие платформы, несколько блок-кондукторов, специальная буровая и восемь судов на воздушной подушке. Это является своеобразным технологическим вызовом для специалистов конструкторских бюро, проектных институтов и заводов-изготовителей.

Освоение начнётся с месторождения Каменномысское-море — крупнейшего на континентальном шельфе России. Запасы газа одной только его сеноманской залежи составляют 535 миллиардов кубометров. При этом проектный уровень отбора голубого топлива определён в 15 миллиардов кубов ежегодно.

Алексей Карпов, начальник департамента проектных работ института «Красноярскгазпром нефтегазпроект», подчеркнул: масштабный шельфовый проект не имеет аналогов в мировой практике газодобычи. Основная задача заключалась в том, чтобы платформа бесперебойно функционировала в тяжёлых климатических условиях Арктики. Наряду с новейшими технологиями пришлось отрабатывать вопросы безопасности и экологичности всего добычного комплекса на шельфовом месторождении.

— При подготовке проекта наша команда (а это порядка двух десятков организаций) попыталась учесть все нюансы, — отметил Алексей Карпов. — В результате получился уникальный проект, учитывающий все требования заказчика. Уверен, в дальнейшем наши нестандартные решения найдут применение при обустройстве других шельфовых месторождений.

Проектная документация проходит ведомственную экспертизу в «Газпроме». На следующий год намечены экологическая и главная государственная экспертизы. После завершения всех обязательных процедур начнётся реализация проекта.

Стационарную ледостойкую платформу погружного типа на Каменномысском-море планируют соорудить не позднее августа 2023-го. Гидротехническое сооружение весом в 63 тысячи тонн по форме будет напоминать корабль длиной 139 метров, шириной 69 и высотой 41 метр. На этом «лайнере» найдётся место для энергетической установки, бурового и эксплуатационного комплексов, вертолётной площадки и помещений для проживания персонала.

В течение первых двух лет с платформы будут бурить эксплуатационные скважины наклонно-направленного типа. С тем чтобы уже летом 2025 года начать промышленную разработку месторождения. Впоследствии для обустройства дополнительных кустов газовых скважин предполагается установить на шельфе три ледостойких блок-кондуктора. Каждая такая конструкция, выполненная в форме песочных часов, будет весить 3,5 тысячи тонн. На них помимо технологического оборудования разместятся вертолётные площадки и помещения для временного пребывания персонала.

Надежды на Ямбург

— Доклады были посвящены именно тем научным проблемам, с которыми наш коллектив сталкивается при освоении нового месторождения, — подвёл итоги заседания Сергей Куропаткин. — Мы услышали множество интересных инженерно-технических идей и предложений, которые стоит взять на заметку. Со своей стороны, надеемся, что консолидация усилий научно-проектных институтов, аппарата управления «Газпрома», отечественных производственных объединений и предприятия «Газпром добыча Ямбург» поможет реализовать этот уникальный проект точно в срок.

— Подобные заседания научно-технического совета проводятся дважды в год на разных площадках, — продолжил Марат Нуриев, заместитель начальника управления техники и технологии разработки морских месторождений департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти «Газпрома». — Их локация варьируется в зависимости от географии реализуемых проектов. В этот раз выбран Ямбург, поскольку «Газпром добыча Ямбург» в скором времени развернёт масштабную деятельность на шельфе Карского моря.

На проект по освоению месторождения Каменномысское-море руководство «Газпрома» возлагает большие надежды. Ведь у компании отсутствует пока опыт освоения шельфовых месторождений в Арктике. Соответственно, нет наработанных технологий и готового оборудования, которое необходимо будет задействовать в производственном процессе добычи шельфового газа. Команда профессионалов предприятия «Газпром добыча Ямбург» является первопроходцем. По проторенному ими пути пойдут коллеги.

Источник: Светлана Лебедева, Тюменские Известия,Фото Даниила Хусаинова